• Научная статья
  • 6 февраля 2025
  • Открытый доступ

О понятии эстетической формы у Герберта Маркузе и Виктора Шкловского: сравнительный анализ

Аннотация

Цель исследования – сформулировать и сравнить концепции эстетической формы у Герберта Маркузе и Виктора Шкловского, показать преимущества и недостатки каждой из них. В статье рассматриваются представления двух мыслителей о художественном отчуждении, сравниваются их взгляды на отношение эстетической формы к содержанию и на то, как возникает и развивается форма. Также в статье объясняется, почему поздний Шкловский пересмотрел свою теорию остранения. Научная новизна исследования заключается как в формулировании комплексной концепции эстетической формы у Виктора Шкловского, так и в сравнении соответствующих подходов у представителей западного неомарксизма и отечественного формализма. В результате исследования установлено, что, несмотря на разницу во взглядах, оба мыслителя признавали отчуждение универсальным свойством произведения искусства и отдавали приоритет форме над содержанием. В то же время подход Шкловского можно назвать более объективным и менее зависимым от воли творца, а теория Маркузе лучше объясняет взаимное влияние реальности и искусства.

Источники

  1. Иглтон Т. Марксизм и литературная критика / пер. с англ. К. Ф. Медведева. М.: Свободное марксистское издательство, 2009.
  2. Калинин И. А. Прием остранения как опыт возвышенного (от поэтики памяти к поэтике литературы) // Новое литературное обозрение. 2009. № 1.
  3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, 2018.
  4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т. 42.
  5. Маркузе Г. Одномерный человек // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ. А. А. Юдина. М.: АСТ, 2003a.
  6. Маркузе Г. Эрос и цивилизация // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ. А. А. Юдина. М.: АСТ, 2003b.
  7. Сошкин Е. П. Приемы остранения: опыт унификации // Новое литературное обозрение. 2012. № 2.
  8. Ханзен-Леве О. А. Русский формализм: методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / пер. с нем. С. А. Ромашко. М.: Языки русской культуры, 2001.
  9. Чубаров И. М. Освобожденная вещь vs. овеществленное сознание. Взаимодействие понятий «остранение» (verfremdung) и «отчуждение» (entfremdung) в русском авангарде // EINAI: Проблемы философии и теологии. 2013. № 1-2.
  10. Шкловский В. Б. Борьба за форму // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: статьи – воспоминания – эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990a.
  11. Шкловский В. Б. Воскрешение слова // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: статьи – воспоминания – эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990b.
  12. Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: статьи – воспоминания – эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990c.
  13. Шкловский В. Б. О поэзии и заумном языке // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: статьи – воспоминания – эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990d.
  14. Шкловский В. Б. Обновление понятия // Шкловский В. Б. Повести о прозе: в 2 т. М.: Художественная литература, 1966. Т. 2.
  15. Шкловский В. Б. Рецензия на эту книгу // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: статьи – воспоминания – эссе (1914-1933). М.: Советский писатель, 1990e.
  16. Шкловский В. Б. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля // Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929a.
  17. Шкловский В. Б. Строение рассказа и романа // Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929b.
  18. Эйхенбаум Б. М. Теория «формального метода» // Эйхенбаум Б. М. О литературе: работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987.
  19. Lukes T. J. The Flight into Inwardness: An Exposition and Critique of Herbert Marcuse’s Theory of Liberative Aesthetics. Selinsgrove: Susquehanna University Press, 1985.
  20. Marcuse H. An Essay on Liberation. Boston: Beacon Press, 1969.
  21. Marcuse H. Art as a Form of Reality // Collected Papers of Herbert Marcuse: in 6 vols. L. – N. Y.: Routledge, 2007a. Vol. 4. Art and Liberation.
  22. Marcuse H. Art in the One-Dimensional Society // Collected Papers of Herbert Marcuse: in 6 vols. L. – N. Y.: Routledge, 2007b. Vol. 4. Art and Liberation.
  23. Marcuse H. Counterrevolution and Revolt. Boston: Beacon Press, 1972.
  24. Marcuse H. Jerusalem Lectures // Collected Papers of Herbert Marcuse: in 6 vols. L. – N. Y.: Routledge, 2007c. Vol. 4. Art and Liberation.
  25. Marcuse H. On Aesthetic Dimension // Collected Papers of Herbert Marcuse: in 6 vols. L. – N. Y.: Routledge, 2007d. Vol. 4. Art and Liberation.
  26. Marcuse H. The Aesthetic Dimension: Toward a Critique of Marxist Aesthetics. Boston: Beacon Press, 1978.
  27. Marcuse H. The Affirmative Character of Culture // Collected Papers of Herbert Marcuse: in 6 vols. L. – N. Y.: Routledge, 2007e. Vol. 4. Art and Liberation.
  28. Reitz Ch. Art, Alienation, and the Humanities: A Critical Engagement with Herbert Marcuse. Albany: State University of New York Press, 2000.
  29. Schoolman M. Marcuse’s Aesthetics and the Displacement of Critical Theory // New German Critique. 1976. Vol. 8.
  30. Tihanov G. The Politics of Estrangement: The Case of the Early Shklovsky // Poetics Today. 2005. Vol. 26. Iss. 4.
  31. Tyrus M. Modernism and the Frankfurt School. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014.

Информация об авторах

Алипов Всеволод Вячеславович

Литературный институт имени А. М. Горького, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 января 2025.
  • Опубликована: 6 февраля 2025.

Ключевые слова

  • концепция эстетической формы Герберта Маркузе
  • теория остранения Виктора Шкловского
  • художественное отчуждение
  • форма и содержание
  • Herbert Marcuse’s concept of the aesthetic form
  • Viktor Shklovsky’s theory of estrangement
  • artistic estrangement
  • form and content

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)