• Научная статья
  • 13 февраля 2025
  • Открытый доступ

Воплощение немецкого экспрессионизма на сцене Большого драматического театра: спектакль К. П. Хохлова «Газ» по пьесе Г. Кайзера (1922)

Аннотация

Цель исследования – раскрыть особенности восприятия драматургии немецкого экспрессионизма советским театром 1920-1930-х годов на примере спектакля К. П. Хохлова «Газ», поставленного в 1922 году в Петрограде в Большом драматическом театре (БДТ) по пьесе Г. Кайзера «Газ I». В статье рассматриваются актуальность выбора данной пьесы для постановки на сцене БДТ, драматургические особенности пьесы Г. Кайзера, особенности сценографии и принципы компоновки действия, место и роль актеров в постановке. Научная новизна заключается в комплексном рассмотрении основных аспектов, связанных с восприятием произведения немецкого экспрессионизма, на основе реконструкции и анализа спектакля с учетом таких его элементов, как режиссерская трактовка, литературный сюжет, жанр, сценографическое решение, компоновка действия, способ существования актера и др. В результате определена высокая актуальность постановки пьесы Г. Кайзера «Газ I» в 1922 году на сцене БДТ, выявлены особенности драматургии данного произведения и их сценического воплощения, режиссёрская трактовка, определены особенности сценографии и принципы компоновки действия в спектакле, а также место и роль актеров в постановке.

Источники

  1. Гвоздев А. А. Экспрессионисты на русской сцене // Жизнь искусства. 1924. № 10.
  2. Гвоздев А. А., Пиотровский А. И. На путях экспрессионизма // Большой Драматический театр: сб. ст. Л.: Гос. БДТ им. М. Горького и Гос. акад. искусствознания, 1935.
  3. Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. Л.: Искусство, 1982.
  4. Кузмин М. A. Пафос экспрессионизма // Театр (Петроград). 1923. № 11.
  5. Луначарский А. В. Заметки о западной литературе. Несколько слов о германском экспрессионизме // Жизнь. 1922. № 1.
  6. Любомудров М. Н. Режиссерские искания в первой половине 1920-х гг. // Проблемы теории и практики русской советской режиссуры: 1917-1925. Л.: ЛГИТМиК, 1976.
  7. Максимов В. И. Трагическое в театре экспрессионизма. «С утра до полуночи» Георга Кайзера на немецкой и советской сцене // Театрон. 2014. № 2 (14).
  8. Струтинская Е. И. О некоторых особенностях экспрессионисткой образности в русской сценографии 1910-1930-х годов // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма: сб. статей. М.: Наука, 2003.
  9. Терёхина В. Н. Чужая лира? О восприятии немецкого экспрессионизма в Советской России // Новые российские гуманитарные исследования. 2011. № 6.
  10. Титова Г. В. Метаморфозы экспрессионизма // БДТ им. М. Горького. Вехи истории: сб. науч. трудов / сост. и отв. ред. Г. В. Титова. СПб.: СПбГИТМИК, 1992.
  11. Хмелева Н. П. Авангардные двадцатые // Хмелева Н. П. Художники БДТ. 1919-2006. СПб.: Русская классика, 2006.

Информация об авторах

Павлова Наталья Геннадьевна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 января 2025.
  • Опубликована: 13 февраля 2025.

Ключевые слова

  • немецкий экспрессионизм на советской сцене
  • пьеса Г. Кайзера
  • спектакль «Газ» в Большом драматическом театре
  • режиссер К. П. Хохлов
  • художник Ю. П. Анненков
  • German Expressionism on the Soviet stage
  • G. Kaiser’s play
  • production “Gas” at the Bolshoi Drama Theater
  • director K. P. Khokhlov
  • artist Yu. P. Annenkov

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)