• Научная статья
  • 27 февраля 2025
  • Открытый доступ

Образы деятелей культуры и истории Китая в иллюстрациях советских художников к китайской литературе 1950-1980-х годов

Аннотация

В настоящей статье рассматривается воплощение советскими художниками в иллюстрациях к китайской литературе 1950-1980-х годов образов деятелей культуры и истории Китая. Цель статьи – выявление образно-стилистических особенностей иллюстраций к советским изданиям китайских авторов, сравнение иллюстраций китайских и советских художников. Научная новизна исследования заключается в анализе изображения деятелей культуры Китая и персонажей литературных произведений в соответствии с требованиями символизации их внешности, воплощением психологизма образов и восприятием их советскими читателями. В результате изучения работ советских и китайских мастеров сделан вывод об использовании советскими художниками методов интерпретации, цитирования и визуализации.

Источники

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  2. Березнякова К. С., Некрасов В. Д. Семиотический метод и метод языкового поля как способы интерпретации фотопроектов (на материале творчества В. Кламма и Ф. Тёлкова) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История. Филология». 2020. Вып. 9. № 6.
  3. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги. М.: Сов. художник, 1963.
  4. Герчук Ю. Я. Художественные миры книги. М.: Книга, 1989.
  5. Голицын Г. А. Образ как концентратор информации // Синергетическая парадигма / сост. В. А. Копцик. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  6. Гузенина С. В. Визуальный образ как форма репрезентации // Дискуссия. 2011. № 8 (16).
  7. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.
  8. Дёмин Г. С. Возникновение и развитие художественного образа в социокультурном контексте на примере живописи: автореф. дисс. … к. филос. н. Тюмень, 2012.
  9. Ескина Е. В. Московская иллюстрация детской книги в 1960-1980-х годах: автореф. дисс. … к. иск. М., 2013.
  10. Инишев И. Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос. 2012. № 1 (85).
  11. Каган М. С. Философия культуры: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024.
  12. Крышталева М. К. Визуальный опыт человека в современной культуре // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. № 2 (31).
  13. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Прогресс; Гнозис, 1992.
  14. Пичко Н. С. Образы культуры в современном сознании // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6.
  15. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986.
  16. Флиер А. Я. Религиозные и художественные образы как воплощение эталонных культурных норм // Вестник культуры и искусств. 2018. № 1 (53).
  17. Щедрина Г. К. Понятие «модель мира», его междисциплинарный статус // Культурологические исследования ‘01: сборник научных трудов / науч. ред. Г. К. Щедрина. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

Информация об авторах

Инь Мэн

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 января 2025.
  • Опубликована: 27 февраля 2025.

Ключевые слова

  • межкультурная коммуникация
  • художественные методы (интерпретация, цитирование и визуализация)
  • образы деятелей культуры и истории Китая
  • творчество советских художников-иллюстраторов 1950-1980-х годов
  • intercultural communication
  • artistic methods (interpretation, citation and visualization)
  • images of cultural figures and Chinese history
  • creativity of Soviet illustrators of the 1950s and 1980s

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)