• Научная статья
  • 28 февраля 2025
  • Открытый доступ

Воспитательные аспекты в отечественном балете XVIII века

Аннотация

Настоящая статья ставит перед собой цель проанализировать социальную роль балетного театра в России в XVIII столетии как воплощение воспитательной функции в рамках невербального искусства. Театральная культура Российской империи в её начальный период в последние десятилетия становится особенно привлекательной для исследователей как эпоха зарождения и развития отечественного театрального процесса, однако в балетоведении взаимодействие со зрительным залом практически не становится предметом изучения. Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы диалога просветительских идей, заложенных в балетных спектаклях XVIII века, и социальных идей философии эпохи Просвещения, впервые ставшей темой отдельной статьи. Идея воспитания становится одной из важнейших для того времени, напрямую связанной с влиянием культуры на будущее как отдельных государств, так и, шире, истории человечества в целом. Учитывая тот факт, что в исследуемую эпоху в русском обществе потребность в регулярных театральных впечатлениях формируется лишь к концу века, когда происходит и окончательное отделение балетного и оперного жанров друг от друга, особенное внимание уделяется воплощению в музыкальном театре транслируемых императорским двором представлений в зримых образах, становящихся отдельным средством коммуникации монарха и его подданных, и особой связи балета с правящей фигурой, которая была характерна для того времени. В результате произведённого исследования выявляется путь балетного спектакля к его становлению излюбленным зрелищем отечественной публики в обеих столицах, а также особенности его восприятия зрителем и производимое на него воздействие как демонстрации подобающего поведения, образцовой модели для просвещённого человека, которому в ближайшем будущем надлежало являть собой воплощение проводимой в XVIII веке политики преобразования и совершенствования России.

Источники

  1. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / пер. с англ. М.: Искусство, 1979.
  2. Бецкой И. И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества. СПб.: При Императорской Академии наук, 1768.
  3. Блок Л. Д. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987.
  4. Бокадорова Н. Ю. Опыт описания классического балета как семиотической системы // Язык и культура: факты и ценности: к 70-летию Юрия Сергеевича Степанова. М.: Языки славянской культуры, 2001.
  5. Букина Т. В. Проект Императорского Воспитательного дома И. И. Бецкого: у истоков «артпедагогики» // Вестник Герценовского университета. 2007. № 10 (48).
  6. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра: в 2 т. / предисл. и общ. ред. А. В. Луначарского. Л. – М.: Теа-кино-печать, 1929. Т. I.
  7. Годзина Н. С. Русское общество XVIII века и балетный театр // Старинные театры России. XVIII – первая четверть XIX в.: сб. науч. трудов ГЦТМ им. А. Бахрушина. М.: Государственный центральный театральный музей им. А. Бахрушина, 1993.
  8. Дзюба Т. А. О Вестрисе-отце // Советский балет. 1983. № 2.
  9. Дидро Д. Парадокс об актёре / пер., вступ. ст. и примеч. К. Державина. Л. – М.: Искусство, 1938.
  10. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007.
  11. Иванов И. И. Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII века. М.: Университетская типография, 1895.
  12. Иванов О. В., Большаков Н. В., Дмитриевский В. Н., Дадамян Г. Г. Зрительская аудитория театра: размышления и исследования. М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2020.
  13. Идеал воспитания дворянства в Европе: XVII-XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
  14. Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. проф. А. В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Т. 5. Критика способности суждения.
  15. Корндорф А. С. Дворцы Химеры. Иллюзорная архитектура и политические аллюзии придворной сцены. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  16. Лотман Ю. М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998.
  17. Никифорова Л. В. Визуальные медиа XVIII века: балет «Новые аргонавты» и празднование Чесменской победы в 1770 году // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2022. № 2 (32).
  18. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах / ред. и вступ. ст. Ю. И. Слонимского. Л. – М.: Искусство, 1965.
  19. Пинский Л. М. Ренессанс. Барокко. Просвещение: статьи, лекции. М.: РГГУ, 2002.
  20. Сиповская Н. В. Искусство к случаю // XVIII век: Ассамблея искусств: взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века: сб. статей. М.: Пинакотека, 2000.
  21. Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны: документальная хроника, 1751-1761 / сост. Л. М. Старикова. М.: Наука, 2011. Вып. 3. Кн. 1.
  22. Филановская Т. А. История хореографического образования в России. СПб.: Лань; Планета музыки, 2020.
  23. Фокин М. М. Новый балет // Фокин М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л. – М.: Искусство, 1962.
  24. Хренов Н. А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. М.: Аграф, 2007.
  25. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Тритон, 1935.
  26. Mooser R.-A. Opéras, intermezzos, ballets, cantates, oratories. Joués en Russie Durant le XVIIIe siècle. Essai d’un répertoire alphabétique et chronologique. Genève: Imprimerie A. Kundig, 1945.

Информация об авторах

Ткачева Алина Александровна

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 января 2025.
  • Опубликована: 28 февраля 2025.

Ключевые слова

  • балетный театр XVIII века
  • воспитательная функция театра
  • русский театр XVIII века
  • балет и общество
  • ballet theater of the 18th century
  • educational function of the theater
  • Russian theater of the 18th century
  • ballet and society

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)