• Научная статья
  • 4 марта 2025
  • Открытый доступ

Роль вокального тембра в цикле Георгия Свиридова «Песни безвременья»

Аннотация

Цель исследования – выявление роли вокального тембра в цикле Георгия Свиридова «Песни безвременья». В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы тембра в вокальном искусстве и определены особенности использования солирующего тембра меццо-сопрано в цикле «Песни безвременья». Научная новизна состоит в прицельном изучении специфики тембра, факторов, влияющих на качество вокального тембра, а также выразительной роли тембра меццо-сопрано в малоизученном вокально-хоровом цикле Георгия Свиридова «Песни безвременья». В результате исследования систематизированы научно-теоретические представления современных музыковедов относительно вокального тембра и его выразительных возможностей; определены творческие принципы композитора в его обращении к тембровой палитре; выявлена значительная роль солирующего меццо-сопрано в цикле «Песни безвременья»; выделены экспрессивные, формообразующие, семантические и звукоизобразительные функции данного тембра в цикле.

Источники

  1. Алябьева А. Г. К проблеме семантических возможностей тембра // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 1 (26).
  2. Белоненко А. С. Музыка как судьба. Георгий Свиридов. М.: Молодая гвардия, 2017a.
  3. Белоненко А. С. Петербургский текст Георгия Свиридова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017b. Т. 7. Вып. 1.
  4. Биберган В. О. О семантике ударных тембров в творчестве Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. статей / сост. А. Белоненко. М.: СК, 1990.
  5. Венчакова С. В. Творчество Г. В. Свиридова в контексте русской музыкальной культуры. Екатеринбург: Издательские решения, 2022.
  6. Гутова С. Ю. Проблемы исследования тембра аутентичного голоса // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2016.
  7. Ефимова И В. …И Музыка и Слово… (о творческом методе Г. В. Свиридова). Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2002.
  8. Лесков А. И. Функциональное значение тембра в процессе интерпретации музыкального смысла // Перспективы развития современных гуманитарных наук: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 08 декабря 2014 г.) Воронеж: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. http://izron.ru/articles/perspektivy-razvitiya-sovremennykh-gumanitarnykh-nauk-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarod/sektsiya-2-muzykalnoe-iskusstvo-spetsialnost-17-00-02/funktsionalnoe-znachenie-tembra-v-protsesse-interpretatsii-muzykalnogo-smysla/
  9. Минаков С. А. Трагическая музыка внутреннего человека // Камертон. 2023. № 162. https://webkamerton.ru/2023/04/tragicheskaya-muzyka-vnutrennego-cheloveka
  10. Плющ Е. Д. Формирование тембральной окраски голоса // Теоретические и практические аспекты развития музыкально-эстетического образования. М.: Перо, 2017.
  11. Рагс Ю. Н. Тембр // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М.: Советская энциклопедия, 1981. Т. 5. Симон – Хейлер.
  12. Ромашкова О. Н. Скрытые духовные мотивы и символы в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова // Pan-Art. 2023. Т. 3. Вып. 2.
  13. Сапрыкина Е. Е. Подготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2002.
  14. Сохор А. Н. Георгий Свиридов. М.: Советский композитор, 1972.
  15. Стулова Г. П. Факторы педагогического воздействия на тембр певческого голоса // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2014. № 4 (8).
  16. Толкач И. Ф. Тембр как средство формирования звуковой палитры инструментальной музыки: автореф. дисс. … к. иск. Мн., 2006.

Информация об авторах

Семиониди Елена Ивановна

доц.

Институт культуры и искусств Херсонского государственного педагогического университета

Серафимова Людмила Ивановна

к. техн. н., доц.

Институт культуры и искусств Херсонского государственного педагогического университета

Стрильченко Анна Анатольевна

Институт культуры и искусств Херсонского государственного педагогического университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 января 2025.
  • Опубликована: 4 марта 2025.

Ключевые слова

  • тембр меццо-сопрано
  • роль вокального тембра
  • выразительные возможности вокального тембра
  • вокально-хоровой цикл
  • цикл «Песни безвременья» Г. Свиридова
  • mezzo-soprano timbre
  • role of vocal timbre
  • expressive possibilities of vocal timbre
  • vocal-choral cycle
  • G. Sviridov's "Songs of a Time of No Time."

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)