Специфика идентичности в колыбельных песнях татар
Аннотация
Цель исследования – выявление различного вида сходства в татарской колыбельной песне, позволяющее систематизировать типологические особенности жанра. Статья посвящена рассмотрению моделей идентичности колыбельной песни в репертуаре одного информанта. В качестве объектов выбраны образцы, в которых напевы целиком соответствуют друг другу. Проанализированы структура, интонационные особенности рассматриваемых фольклорных образцов и исполнения. В анализе основное внимание обращено на музыкальные отличия колыбельных артефактов и трактовку контента информантом. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на обширном нотном материале татарских колыбельных песен, собранном и нотированном автором статьи, описан феномен контаминации, аналогии и варианта в аспекте сходства и различий образцов данного жанра. В ходе исследования установлено, что вариативность колыбельных песен создается в результате ладового колорита, мелизматики, различных приемов мелодической фигурации и артикуляции. Вместе с тем на признание автономности за некоторыми образцами влияет позиция информанта. Для народного исполнителя при решении этого вопроса приоритетным является вербальный текст.
Источники
- Боголюбская Н. И. Принципы образования вариантов (версий) в традиционных лирических песнях белгородского Приосколья // Памяти Л. Л. Христиансена: сборник статей. М.: Композитор, 2010.
- Владыкина-Бачинская Н. М. Напев «Ах вы, кумушки-голубушки, подружки»: его мелодические и словесные варианты // Памяти К. В. Квитки: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1983.
- Мироненко Я. П. Песня про татарский полон и вопросы двух типов монодии // III Всероссийский конгресс фольклористов: сборник научных статей: в 5 т. (г. Москва, 3-7 февраля 2014 г.). М.: РОСКУЛЬТПРОЕКТ, 2017. Т. 1. Актуальные проблемы российской фольклористики.
- Мироненко Я. П. Ранние тюркско-славянские связи как музыковедческая проблема // Нематериальное культурное наследие тюркских народов как объект сохранения: сборник материалов международной научно-практической конференции (16-19 июля 2014 г.). Казань: Ихлас, 2014.
- Руднева А. В. О двух вариантах плача «Пора встать ото сна беспечального» // Памяти К. В. Квитки: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1983.
- Сравнительное искусствознание – XXI век. СПб.: РИИИ, 2014. Вып. 1. Наследие Генриха Орлова и актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания: сборник статей и материалов.
- Тарикат Ясавийа и Крым. Сулейман Бакыргани: дастаны и хикматы / вступит. очерк, пер. и коммент. Л. В. Бахревского. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2015.
- Шенталинская Т. С. О мелодических параллелях напева баллады «Про татарский полон» // Памяти К. В. Квитки: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1983.
- Щуров В. М. Некоторые закономерности образования песенных вариантов в русском свадебном обряде (с учетом ритмической и композиционной взаимосвязи стиха и напева) // Памяти Л. Л. Христиансена: сборник статей. М.: Композитор, 2010.
- Юнусова Г. Ф. Исламский контент в татарских колыбельных песнях // Музыка в тюрко-мусульманском мире: светское и религиозное: материалы международной научной конференции. Казань: КГК, 2022.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 4 февраля 2025.
- Опубликована: 13 марта 2025.
Ключевые слова
- татарская колыбельная песня
- музыкальный фольклор татар
- ангемитонная пентатоника
- исламский контент колыбельных
- Tatar lullaby
- musical folklore of the Tatars
- anhemitonic pentatonic scale
- Islamic content of lullabies
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»