• Научная статья
  • 13 марта 2025
  • Открытый доступ

Специфика идентичности в колыбельных песнях татар

Аннотация

Цель исследования – выявление различного вида сходства в татарской колыбельной песне, позволяющее систематизировать типологические особенности жанра. Статья посвящена рассмотрению моделей идентичности колыбельной песни в репертуаре одного информанта. В качестве объектов выбраны образцы, в которых напевы целиком соответствуют друг другу. Проанализированы структура, интонационные особенности рассматриваемых фольклорных образцов и исполнения. В анализе основное внимание обращено на музыкальные отличия колыбельных артефактов и трактовку контента информантом. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на обширном нотном материале татарских колыбельных песен, собранном и нотированном автором статьи, описан феномен контаминации, аналогии и варианта в аспекте сходства и различий образцов данного жанра. В ходе исследования установлено, что вариативность колыбельных песен создается в результате ладового колорита, мелизматики, различных приемов мелодической фигурации и артикуляции. Вместе с тем на признание автономности за некоторыми образцами влияет позиция информанта. Для народного исполнителя при решении этого вопроса приоритетным является вербальный текст.

Источники

  1. Боголюбская Н. И. Принципы образования вариантов (версий) в традиционных лирических песнях белгородского Приосколья // Памяти Л. Л. Христиансена: сборник статей. М.: Композитор, 2010.
  2. Владыкина-Бачинская Н. М. Напев «Ах вы, кумушки-голубушки, подружки»: его мелодические и словесные варианты // Памяти К. В. Квитки: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1983.
  3. Мироненко Я. П. Песня про татарский полон и вопросы двух типов монодии // III Всероссийский конгресс фольклористов: сборник научных статей: в 5 т. (г. Москва, 3-7 февраля 2014 г.). М.: РОСКУЛЬТПРОЕКТ, 2017. Т. 1. Актуальные проблемы российской фольклористики.
  4. Мироненко Я. П. Ранние тюркско-славянские связи как музыковедческая проблема // Нематериальное культурное наследие тюркских народов как объект сохранения: сборник материалов международной научно-практической конференции (16-19 июля 2014 г.). Казань: Ихлас, 2014.
  5. Руднева А. В. О двух вариантах плача «Пора встать ото сна беспечального» // Памяти К. В. Квитки: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1983.
  6. Сравнительное искусствознание – XXI век. СПб.: РИИИ, 2014. Вып. 1. Наследие Генриха Орлова и актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания: сборник статей и материалов.
  7. Тарикат Ясавийа и Крым. Сулейман Бакыргани: дастаны и хикматы / вступит. очерк, пер. и коммент. Л. В. Бахревского. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2015.
  8. Шенталинская Т. С. О мелодических параллелях напева баллады «Про татарский полон» // Памяти К. В. Квитки: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1983.
  9. Щуров В. М. Некоторые закономерности образования песенных вариантов в русском свадебном обряде (с учетом ритмической и композиционной взаимосвязи стиха и напева) // Памяти Л. Л. Христиансена: сборник статей. М.: Композитор, 2010.
  10. Юнусова Г. Ф. Исламский контент в татарских колыбельных песнях // Музыка в тюрко-мусульманском мире: светское и религиозное: материалы международной научной конференции. Казань: КГК, 2022.

Информация об авторах

Юнусова Гузель Файзрахмановна

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 февраля 2025.
  • Опубликована: 13 марта 2025.

Ключевые слова

  • татарская колыбельная песня
  • музыкальный фольклор татар
  • ангемитонная пентатоника
  • исламский контент колыбельных
  • Tatar lullaby
  • musical folklore of the Tatars
  • anhemitonic pentatonic scale
  • Islamic content of lullabies

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)