«Танец с деревянными барабанами» (этническая группа мяо, Южный Китай): история формирования и искусствоведческий анализ
Аннотация
В статье проводится междисциплинарный анализ «Танца с деревянными барабанами» (木鼓舞) народности мяо (苗族), который представляет собой уникальную форму традиционного искусства, сочетающую в себе элементы ритуальной практики, художественного самовыражения и культурной идентичности. В рамках исследования поставлена цель – выявить культурно-историческую и искусствоведческую значимость «Танца с деревянными барабанами» этнической группы мяо посредством анализа художественно-стилистических особенностей. Новизна исследования заключается в выявлении искусствоведческих аспектов исполнительского творчества: выбор комплексного научного подхода к изучению уникального материала «Танца с деревянными барабанами» – разработка модели для анализа морфологических и стилевых признаков движений, семиотической (знаковые символы) и семантической (смысловые значения) языковой телесной структуры пластических действий в едином художественном пространстве; проектирование культурных и художественных особенностей в сценическом искусстве; практическое применение знаний в творческой и обучающей среде танца. Впервые в начале XXI в. исследование и анализ этого танца проводятся методом наблюдения в естественных условиях. Основные достижения полевой экспедиции были классифицированы и систематизированы: а) по географическому признаку (локальные свойства истории уезда Тайцзяни (деревня Фаньпай) и региональный критерий национальностей – Юго-Западный Китай); б) по тематическим связям (выделение групповых видов и подвидов: мифологический обряд и ритуальные способы исполнения, социокультурные и художественные обычаи); в) по формально-содержательному принципу (композиционные особенности – целостность изображения и наличие доминанты, пространственно-временной ритм и организация языка тела в пространстве; каноническая последовательность действий и допустимые вариации; выразительные средства (пластические, ритмические и динамические)). Отдельно выделены структурные части танца – технические особенности: простые/сложные движения и шаги, координационные связки, амплитуда, темповой контраст и рисунок движений во время фиксирования положений и перемещения танцовщиков; музыкально-вокальное и инструментальное сопровождение, − тем самым приоткрывая новые перспективы для наследования и инноваций в традиционной танцевальной культуре народности мяо. В результате исследования (сбора полевых материалов и обработки экспедиционных данных) определено комплексное своеобразие языка тела и ритмической структуры движений «Танца с деревянными барабанами», образующее единую драматургическую целостность с природной звуковой формой барабанной композиции. Впервые в основе искусствоведческой модели исследования было выделено и аргументировано пять ключевых ритмических элементов: «шунь» (顺), «гуай» (拐), «чжань» (颤), «шуай» (甩), «фань» (翻). Проанализирована четырехэтапная ритуальная структура: «Хуаньгуу» (唤鼓舞) – пробуждение барабана; «Ингуу» (迎鼓舞) – встреча барабана; «Жутинъу» (入厅舞) – вход в зал; «Сунгуу» (送鼓舞) – проводы барабана. Обнаружены и описаны различия ритмов: медленный темп в «Танце выхода» (出场舞); энергичный ритм в «Танце с мечами» (刀剑舞) и др. Определены ключевые аспекты адаптации исследуемого этнического танца к современному сценическому искусству, восполняющие пробелы в аналитическом и практическом освоении этнических танцев Китая. На основе анализа и апробирования литературных источников, описывающих историческое и культурное развитие народности мяо, были сформулированы основные выводы: 1) «Танец с деревянными барабанами» как элемент ритуальной практики выполняет сакральную функцию, способствуя сохранению коллективной памяти; 2) особенности движений и ритмики танца отражают национальную идентичность народности мяо, создавая уникальный художественный стиль; 3) в условиях модернизации танец выполняет двойную функцию: сохраняет культурные традиции и становится инструментом для культурного обмена и развития хореографической сферы образования.
Источники
- Догорова Н. А. Антропологические интерпретации в основах мышления и языка телесности в танце // Теория и история искусства / гл. ред. А. П. Лободанов. М.: Издательство «БОС», 2024a. Вып. 1-2.
- Догорова Н. А. «Мышление и танец» языковой пластический код в основе становления теории предмета хореографии // Новоселов К. А., Силина С. Н., Пугач В. А. и др. Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2024b.
- 安春旭. 浅谈中国苗族鼓舞文化 // 黄河之声. 2018. № 4 (Ань Чуньсюй. Краткое обсуждение культуры барабанного танца народности мяо в Китае // Голос Хуанхэ. 2018. № 4).
- 王克芬. 中国舞蹈史. 北京: 艺术与文化出版社, 1999 (Ван Кэфэн. История китайского танца. Пекин: Издательство искусства и культуры, 1999).
- 管彦波. 中国西南民族社会生活史. 北京: 中国社会生活出版社, 2007 (Гуань Яньбо. История социальной жизни национальностей Юго-Западного Китая. Пекин: Издательство китайской социальной жизни, 2007).
- 劳炳杏. 探究如何从苗舞踩鼓的动律中看服饰对舞蹈的影响 // 名家名作. 2021. № 8 (Лао Биньсинь. Исследование влияния одежды на танцы через ритмику движения в танце мяо // Известные авторы и произведения. 2021. № 8).
- 李坚. 区域性民族舞蹈遗存的原生态文化特性 // 学术探索. 2010. № 10 (Ли Цзянь. Этнокультурные особенности региональных народных танцев в их природной форме // Академические исследования. 2010. № 10).
- 苏晓红. 黔东南反排木鼓舞的文化传承与发展路向 // 贵州大学学报 (艺术版). 2009. № 2 (Су Сяохун. Передача и развитие культурных традиций танца с деревянным барабаном в Цяньдуннани // Журнал Гуйчжоуского университета (искусствоведческий выпуск). 2009. № 2).
- 孙倩. 祭祀仪式与苗族鼓藏节的舞蹈文化 // 民族艺术. 2015. № 4 (Сунь Цянь. Жертвенные обряды и танцевальная культура фестиваля Гуцан у народа Мяо // Этническое искусство. 2015. № 4).
- 向娟. 浅谈苗族反排木鼓舞与民俗文化的联系 // 佳木斯教育学院学报. 2010. № 1 (Сян Цзюань. Краткое обсуждение связи танца с деревянным барабаном народа мяо и народной культуры // Журнал педагогического института Цзямусы. 2010. № 1).
- 唐卿. 台江县反排村苗族芦笙文化变迁研究 / 贵州民族大学. 贵阳, 2018 (Тан Цин. Исследование изменений культуры лушэн народности мяо в деревне Фаньпай уезда Тайцзян / Университет национальностей Гуйчжоу. Гуйян, 2018).
- 吴萍, 刘文燕, 田玲. 唐丽香苗族反排木鼓舞健身操的创编研究 // 凯里学院学报. 2009. № 5 (У Пин, Лю Вэньянь, Тянь Лин. Исследование создания фитнес-программы на основе танца с деревянным барабаном народа мяо в интерпретации Тан Лисян // Журнал Кайлийского университета. 2009. № 5).
- 庄晓东. 文化传播论 // 云南艺术学院学报. 2002. № 14 (4) (Чжуан Сяодун. Теория культурной коммуникации // Журнал Юньнаньской академии искусств. 2002. № 14 (4)).
- 陈正府. 反排苗族木鼓舞的仪式过程与象征表述 – 以舞蹈人类学为视角 // 贵州民族研究. 2020. № 3 (Чэнь Чжэнфу. Ритуальный процесс и символическое выражение танца с деревянными барабанами народности мяо в Фаньпай с точки зрения танцевальной антропологии // Исследования национальностей Гуйчжоу. 2020. № 3).
- 杨静. 反排木鼓舞乐文化研究 / 贵州师范大学. 贵阳, 2019 (Ян Цзин. Исследование музыкальной культуры танца с деревянными барабанами Фаньпай / Педагогический университет Гуйчжоу. Гуйян, 2019).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 февраля 2025.
- Опубликована: 14 марта 2025.
Ключевые слова
- народность мяо (Южный Китай)
- танец с деревянными барабанами (木鼓舞)
- стиль исполнения танца
- танцевальная традиция
- Miao people (Southern China)
- dance with wooden drums
- style of dance performance
- dance tradition
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»