• Научная статья
  • 14 марта 2025
  • Открытый доступ

«Танец с деревянными барабанами» (этническая группа мяо, Южный Китай): история формирования и искусствоведческий анализ

Аннотация

В статье проводится междисциплинарный анализ «Танца с деревянными барабанами» (木鼓舞) народности мяо (苗族), который представляет собой уникальную форму традиционного искусства, сочетающую в себе элементы ритуальной практики, художественного самовыражения и культурной идентичности. В рамках исследования поставлена цель – выявить культурно-историческую и искусствоведческую значимость «Танца с деревянными барабанами» этнической группы мяо посредством анализа художественно-стилистических особенностей. Новизна исследования заключается в выявлении искусствоведческих аспектов исполнительского творчества: выбор комплексного научного подхода к изучению уникального материала «Танца с деревянными барабанами» – разработка модели для анализа морфологических и стилевых признаков движений, семиотической (знаковые символы) и семантической (смысловые значения) языковой телесной структуры пластических действий в едином художественном пространстве; проектирование культурных и художественных особенностей в сценическом искусстве; практическое применение знаний в творческой и обучающей среде танца. Впервые в начале XXI в. исследование и анализ этого танца проводятся методом наблюдения в естественных условиях. Основные достижения полевой экспедиции были классифицированы и систематизированы: а) по географическому признаку (локальные свойства истории уезда Тайцзяни (деревня Фаньпай) и региональный критерий национальностей – Юго-Западный Китай); б) по тематическим связям (выделение групповых видов и подвидов: мифологический обряд и ритуальные способы исполнения, социокультурные и художественные обычаи); в) по формально-содержательному принципу (композиционные особенности – целостность изображения и наличие доминанты, пространственно-временной ритм и организация языка тела в пространстве; каноническая последовательность действий и допустимые вариации; выразительные средства (пластические, ритмические и динамические)). Отдельно выделены структурные части танца – технические особенности: простые/сложные движения и шаги, координационные связки, амплитуда, темповой контраст и рисунок движений во время фиксирования положений и перемещения танцовщиков; музыкально-вокальное и инструментальное сопровождение, − тем самым приоткрывая новые перспективы для наследования и инноваций в традиционной танцевальной культуре народности мяо. В результате исследования (сбора полевых материалов и обработки экспедиционных данных) определено комплексное своеобразие языка тела и ритмической структуры движений «Танца с деревянными барабанами», образующее единую драматургическую целостность с природной звуковой формой барабанной композиции. Впервые в основе искусствоведческой модели исследования было выделено и аргументировано пять ключевых ритмических элементов: «шунь» (顺), «гуай» (拐), «чжань» (颤), «шуай» (甩), «фань» (翻). Проанализирована четырехэтапная ритуальная структура: «Хуаньгуу» (唤鼓舞) – пробуждение барабана; «Ингуу» (迎鼓舞) – встреча барабана; «Жутинъу» (入厅舞) – вход в зал; «Сунгуу» (送鼓舞) – проводы барабана. Обнаружены и описаны различия ритмов: медленный темп в «Танце выхода» (出场舞); энергичный ритм в «Танце с мечами» (刀剑舞) и др. Определены ключевые аспекты адаптации исследуемого этнического танца к современному сценическому искусству, восполняющие пробелы в аналитическом и практическом освоении этнических танцев Китая. На основе анализа и апробирования литературных источников, описывающих историческое и культурное развитие народности мяо, были сформулированы основные выводы: 1) «Танец с деревянными барабанами» как элемент ритуальной практики выполняет сакральную функцию, способствуя сохранению коллективной памяти; 2) особенности движений и ритмики танца отражают национальную идентичность народности мяо, создавая уникальный художественный стиль; 3) в условиях модернизации танец выполняет двойную функцию: сохраняет культурные традиции и становится инструментом для культурного обмена и развития хореографической сферы образования.

Источники

  1. Догорова Н. А. Антропологические интерпретации в основах мышления и языка телесности в танце // Теория и история искусства / гл. ред. А. П. Лободанов. М.: Издательство «БОС», 2024a. Вып. 1-2.
  2. Догорова Н. А. «Мышление и танец» языковой пластический код в основе становления теории предмета хореографии // Новоселов К. А., Силина С. Н., Пугач В. А. и др. Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2024b.
  3. 安春旭. 浅谈中国苗族鼓舞文化 // 黄河之声. 2018. № 4 (Ань Чуньсюй. Краткое обсуждение культуры барабанного танца народности мяо в Китае // Голос Хуанхэ. 2018. № 4).
  4. 王克芬. 中国舞蹈史. 北京: 艺术与文化出版社, 1999 (Ван Кэфэн. История китайского танца. Пекин: Издательство искусства и культуры, 1999).
  5. 管彦波. 中国西南民族社会生活史. 北京: 中国社会生活出版社, 2007 (Гуань Яньбо. История социальной жизни национальностей Юго-Западного Китая. Пекин: Издательство китайской социальной жизни, 2007).
  6. 劳炳杏. 探究如何从苗舞踩鼓的动律中看服饰对舞蹈的影响 // 名家名作. 2021. № 8 (Лао Биньсинь. Исследование влияния одежды на танцы через ритмику движения в танце мяо // Известные авторы и произведения. 2021. № 8).
  7. 李坚. 区域性民族舞蹈遗存的原生态文化特性 // 学术探索. 2010. № 10 (Ли Цзянь. Этнокультурные особенности региональных народных танцев в их природной форме // Академические исследования. 2010. № 10).
  8. 苏晓红. 黔东南反排木鼓舞的文化传承与发展路向 // 贵州大学学报 (艺术版). 2009. № 2 (Су Сяохун. Передача и развитие культурных традиций танца с деревянным барабаном в Цяньдуннани // Журнал Гуйчжоуского университета (искусствоведческий выпуск). 2009. № 2).
  9. 孙倩. 祭祀仪式与苗族鼓藏节的舞蹈文化 // 民族艺术. 2015. № 4 (Сунь Цянь. Жертвенные обряды и танцевальная культура фестиваля Гуцан у народа Мяо // Этническое искусство. 2015. № 4).
  10. 向娟. 浅谈苗族反排木鼓舞与民俗文化的联系 // 佳木斯教育学院学报. 2010. № 1 (Сян Цзюань. Краткое обсуждение связи танца с деревянным барабаном народа мяо и народной культуры // Журнал педагогического института Цзямусы. 2010. № 1).
  11. 唐卿. 台江县反排村苗族芦笙文化变迁研究 / 贵州民族大学. 贵阳, 2018 (Тан Цин. Исследование изменений культуры лушэн народности мяо в деревне Фаньпай уезда Тайцзян / Университет национальностей Гуйчжоу. Гуйян, 2018).
  12. 吴萍, 刘文燕, 田玲. 唐丽香苗族反排木鼓舞健身操的创编研究 // 凯里学院学报. 2009. № 5 (У Пин, Лю Вэньянь, Тянь Лин. Исследование создания фитнес-программы на основе танца с деревянным барабаном народа мяо в интерпретации Тан Лисян // Журнал Кайлийского университета. 2009. № 5).
  13. 庄晓东. 文化传播论 // 云南艺术学院学报. 2002. № 14 (4) (Чжуан Сяодун. Теория культурной коммуникации // Журнал Юньнаньской академии искусств. 2002. № 14 (4)).
  14. 陈正府. 反排苗族木鼓舞的仪式过程与象征表述 – 以舞蹈人类学为视角 // 贵州民族研究. 2020. № 3 (Чэнь Чжэнфу. Ритуальный процесс и символическое выражение танца с деревянными барабанами народности мяо в Фаньпай с точки зрения танцевальной антропологии // Исследования национальностей Гуйчжоу. 2020. № 3).
  15. 杨静. 反排木鼓舞乐文化研究 / 贵州师范大学. 贵阳, 2019 (Ян Цзин. Исследование музыкальной культуры танца с деревянными барабанами Фаньпай / Педагогический университет Гуйчжоу. Гуйян, 2019).

Информация об авторах

Догорова Надежда Александровна

д. иск., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Чжу Чжици

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 февраля 2025.
  • Опубликована: 14 марта 2025.

Ключевые слова

  • народность мяо (Южный Китай)
  • танец с деревянными барабанами (木鼓舞)
  • стиль исполнения танца
  • танцевальная традиция
  • Miao people (Southern China)
  • dance with wooden drums
  • style of dance performance
  • dance tradition

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)