• Научная статья
  • 25 апреля 2025
  • Открытый доступ

Категория времени в детском рисунке Лорика Федосеева «Прямое попадание в дом», 1941 г.

Аннотация

Цель исследования – комплексный анализ детского рисунка Лорика Федосеева «Прямое попадание в дом», выполненного в период блокады Ленинграда, посредством рассмотрения различных аспектов категории времени. В статье проанализированы источники упоминания и репродуцирования данного детского рисунка, проведена его искусствоведческая интерпретация, а также представлены ранее не известные факты биографии юного автора. Научная новизна исследования состоит в том, что анализ детского рисунка включает хронологические рамки от момента создания рисунка до его бытования и современного представления. Биографические сведения об авторе рисунка вводятся в научный оборот впервые. В результате исследования показана пространственно-временная уникальность детского рисунка Лорика Федосеева «Прямое попадание в дом», рассмотрена его репрезентативная функция в историческом контексте своего времени. Уточнены сведения о рисунке. Выявлены многочисленные копии, заметно отличающиеся от оригинала цветовыми решениями, композиционным расположением объектов, изменением пропорций. Благодаря архивным документам представлены некоторые факты биографии юного автора как часть истории его семьи и истории блокадного Ленинграда. На примере рисунка Лорика Федосеева продемонстрирована проблема сохранности и атрибуции детских рисунков блокадного Ленинграда, которая мало изучена.

Источники

  1. Горячева Е. С. Образ войны в рисунках в детских блокадных дневниках // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29).
  2. Ловягина В. Е. Рисунки детей блокадного Ленинграда в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга // Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт‑Петербурга: альбом-каталог / авт.-сост. В. Е. Ловягина. СПб.: ГМИ СПб, 2016.
  3. Муртузова К. Ч. Рисунки детей блокадного Ленинграда // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 1 (13).
  4. Некрасова-Каратеева О. Л. Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование: дисс. … д. иск. СПб., 2006.
  5. Произведение искусства как документ эпохи: сборник статей: в 2 ч.: по материалам международной научно-практической конференции (НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ, 2011) / отв. ред. Т. Г. Малинина. М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ, БуксМАрт, 2014. Ч. I.
  6. Рыков А. В. Проблема времени в изобразительном искусстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 2006. Вып. 3.
  7. Рюмина Т. В., Созонов В. С. Описание и анализ рисунков, отражающих восприятие ребенком военных действий // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2.
  8. Рязанова С. В. Пространство и время в художественном творчестве: дисс. … к. филос. н. СПб., 2017.
  9. Финслер О. В. Философские концепции времени в изобразительном искусстве // Веснік Брэсцкага універсітэта. Сер. 1. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. 2011. № 2.
  10. Фомина Н. Н. Художественное творчество детей в период войны // Искусство в школе. 2015. № 3.
  11. Хухрина О. В. Детский рисунок как источник по изучению Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады // Патриот: актуальные вопросы военной истории России и ее силовых структур. Военная история России и воспитание гражданственности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. А. В. Запорожченко. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2023.
  12. Хухрина О. В. Художественные образы военного детства в рисунках испанских и советских детей 1930-1940-х гг. // Ибероамериканские тетради. 2024. № 12 (4).
  13. Щукина Е. Л. Очерки блокадных дней: из опыта работы детских садов Куйбышевского района Ленинграда. СПб.: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2010.

Информация об авторах

Хухрина Оксана Владимировна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Музейно-выставочный центр», г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 марта 2025.
  • Опубликована: 25 апреля 2025.

Ключевые слова

  • детский рисунок
  • блокада Ленинграда
  • категория времени
  • пространственно-временная уникальность
  • Лорик Федосеев
  • children’s drawing
  • Siege of Leningrad
  • category of time
  • spatio-temporal uniqueness
  • Lorik Fedoseev

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)