• Научная статья
  • 28 апреля 2025
  • Открытый доступ

Историческая эволюция и типологические особенности хореографии в танцевальной культуре Китая

Аннотация

Древняя китайская танцевальная культура и фольклорное творчество оставили после себя богатое наследие и неизученные материалы для исследований. Вместе с этим академическое значение термина «хореография» в синкретическом сценическом искусстве Китая появилось относительно недавно. В начале XX в. в постановочном хореографическом творчестве, а также в исполнительском мастерстве танцовщиков начался ряд преобразований, затронувший становление академической формы хореографии в Китае. Специфичность искусства китайской хореографии в первой половине ХХ в. не была оторвана от ориентиров претворения эстетической теории западноевропейского театрального танца, но в качестве основного вектора и художественного направления в развитии выразительных средств сценического языка танца был избран метод хореодрамы, который совершенствовался в русской школе балета советского периода. Цель работы – исследовать генезис, становление и развитие хореографии в Китае с акцентом на научное осмысление первых национальных танцевальных произведений. В части научной новизны устанавливается следующее: хореография как феномен академической культуры танца в Китае, с одной стороны, объединяет в себе ритуальное значение и традиционные художественные ценности в искусстве Китая (придворная музыка с танцами, национальная китайская опера, синкретические исполнительские жанры). С другой стороны, китайская хореография постоянно развивается и трансформируется. Сам термин «хореография» в Китае является относительно новым академическим понятием (начало ХХ в.). Институализация хореографии складывалась под влиянием интеграции элементов западноевропейского балетного искусства, что потребовало внесения научной ясности и точности в теоретическое осмысление этого феномена. Для искусствоведческого анализа феномена китайской хореографии и реконструкции культурно-исторического времени танца в Китае впервые в исследовании охвачен обширный корпус научной литературы и источников материалов, в которых сочетаются социальный фон разных эпох и антропологические аспекты в истории танцевальной культуры древнего Китая. Адаптированы справочные материалы с целью нахождения актуальных причин становления и трансформации хореографии как культурно-антропологического феномена и художественного явления. В результате определено, что разные исторические этапы и формы танцевального искусства в Китае, во-первых, обеспечивают тесную историческую связь языка тела с религиозными канонами и церемониалом, предопределяющими современный стиль национального китайского балета; во-вторых, обнаруживают глубокую линию преемственности русской школы балета и западноевропейской театральной системы танца с национальной китайской традицией; в-третьих, образуют фундамент академической системы методов и формируют особый дисциплинарный механизм высшего хореографического образования (ассимиляция мирового опыта и европейских классических традиций, основанная на сочетании и идентичности китайских характерных элементов).

Источники

  1. Догорова Н. А. Антропологические интерпретации в основах мышления и языка телесности в танце // Теория и история искусства. 2024a. Вып. 1-2.
  2. Догорова Н. А. «Мышление и танец»: языковой пластический код в основе становления теории предмета хореографии // Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография. Чебоксары: Среда, 2024b. https://doi.org/10.31483/r-110184
  3. Догорова Н. А. «Мышление и танец»: языковой пластический код эпохи Средневековья // Обсерватория культуры. 2024c. Т. 21. № 6.
  4. 王国宾. 舞蹈教育战略与发展. 上海: 上海音乐出版社, 2004 (Ван Гуобинь. Стратегия и развитие танцевального образования. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2004).
  5. 王克芬. 中国舞蹈大辞典. 北京: 文化艺术出版社, 1994 (Ван Кэфэнь. Китайский словарь танцев. Пекин: Культура и искусство, 1994).
  6. 王克芬. 中国舞蹈通史·明清卷. 上海:上海音乐出版, 2010 (Ван Кэфэнь. Всеобщая история китайского танца династии Мин и Цин. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2010).
  7. 王克芬. 中国舞蹈发展史. 上海: 人民出版社, 2014 (Ван Кэфэнь. История развития китайского танца. Шанхай: Народное издательство, 2014).
  8. 吕艺生. 坚守与跨越 舞蹈编导理论与实践研究. 上海: 上海音乐出版社, 2013 (Лу Ишэн. Настойчивость и чехарда: исследование теории и практики хореографии. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2013).
  9. 吕艺生, 朱立人, 陆泽群. 北京舞蹈学院志, 1954–1992年. 北京: 北京舞蹈学院, 1997 (Лу Ишэн, Чжу Лижэнь, Лу Цзэцюнь. Пекинская академия танца: хроники (1954-1992 гг.): внутреннее издание. Пекин: Изд-во Пекинской академии танца, 1997).
  10. 刘凯君. 对望过往中的中国古代舞蹈艺术创作 // 艺术评鉴. 2019. № 22 (Лю Кайцзюнь. Творчество древнекитайского танцевального искусства, смотрящее в прошлое // Искусствоведение. 2019. № 22).
  11. 梁辰. 唐代宫廷乐舞的繁盛与«霓裳羽衣舞» // 大众文艺. 2010. № 9 (Лян Чэнь. Расцвет придворной музыки и танца при династии Тан и танец «Одеяние из радуги и перьев» // Популярная литература и искусство. 2010. № 9).
  12. 慕羽. 中国当代舞蹈创作与研究. 北京: 中国文联出版社, 2009 (Му Юй. Создание и исследование современной китайской хореографии. Пекин: Издательство Китайской федерации литературы и искусства, 2009).
  13. 肖苏华. 当代编舞理论与技法. 北京: 中央民族大学出版社, 2012 (Сяо Сухуа. Теория и техника современной хореографии. Пекин: Изд-во Центрального университета национальностей, 2012).
  14. 胡尔岩. 舞蹈创作心理学. 上海: 上海音乐出版社, 2016 (Ху Эрьян. Психология создания хореографии. Шанхай: Шанхайское музыкальное изд-во, 2016).
  15. 曲文静. 关于西周«大司乐»的人数 // 天津音乐学院学报. 2006. № 2 (Цюй Вэньцзин. О количестве «Да Ши Юэ» в эпоху Западной династии Чжоу // Журнал Тяньцзиньской консерватории. 2006. № 2).
  16. 朱星辰. 从书写符号到肢体表演论朱载堉«乐律全书»中舞谱要素及其现实意义 // 舞蹈. 2013. № 8 (Чжу Синчэнь. От письменных символов к физическому исполнению об элементах танцевальной партитуры и ее значении в «Полной книге музыки» Чжу Зайюя // Танец. 2013. № 8).
  17. 于平. 中国现当代舞剧发展史. 北京: 人民音乐出版社, 2004 (Юй Пин. История китайской современной танцевальной драмы. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 2004).
  18. 于平. 舞剧 «鱼美人» 与中国舞剧新体系的探索历程 // 北京舞蹈学院学报. 2022. № 4 (Юй Пин. Балет «Красавица-рыбка» и процесс исследования новой системы китайского балета // Вестник Пекинской академии танца. 2022. № 4).
  19. 王 – 涵. 朱载堉舞蹈思想研究: 硕士学位论文. 四川师范大学, 2019 (Ван Ихань. Исследование художественных идеалов танца Чжу Цзайюя: магистерская диссертация. Сычуаньский педагогический университет, 2019).
  20. 中国舞蹈史 / 主编袁禾. 北京: 高等教育出版社, 2019 (История китайского танца / гл. ред.: Юань Хэ. Пекин: Издательство высшего образования, 2019).
  21. 侯丽园. 浅析唐代乐舞 – 以 «霓裳羽衣舞» // 为例. 艺术评鉴. 2021. № 8 (Хоу Лиюань. Краткий анализ танцевальной и музыкальной культуры эпохи Тан: на примере «Одеяния из радуги и перьев» // Художественная оценка. 2021. № 8).

Информация об авторах

Догорова Надежда Александровна

д. иск., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Фань Цзюнь

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 марта 2025.
  • Опубликована: 28 апреля 2025.

Ключевые слова

  • китайский традиционный танец
  • хореография
  • запись танца
  • хореографическое образование
  • русская школа балета
  • художественный реализм
  • Chinese traditional dance
  • choreography
  • dance recording
  • choreographic education
  • Russian school of ballet
  • artistic realism

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)