Особенности основных этапов развития монументальной храмовой живописи в России от древнерусского периода до наших дней
Аннотация
Цель исследования – проведение комплексного анализа основных этапов развития монументальной храмовой живописи в России с древнерусского периода до настоящего времени и выявление взаимосвязи между художественными, историко-культурными и религиозными факторами, оказавшими существенное влияние на формирование и трансформацию этого вида искусства. В статье проводится аналитический обзор основных этапов развития монументальной храмовой живописи с киевского периода до настоящего времени. Исследуются ключевые моменты становления и эволюции этого вида искусства, его связь с историческими событиями, а также изменениями в религиозно-культурной сфере. Особое внимание уделяется переходным этапам, таким как зарождение и расцвет древнерусской школы, влияние византийских традиций, процессы секуляризации и обновления церковного искусства в Новое время. Анализируются различные стили и направления, характерные для каждого этапа, такие как византийский канон, новгородские и московские школы, барокко и классицизм, а также современные подходы к созданию храмовых росписей. Отражаются изменения техник исполнения, иконографических программ и смысловых акцентов в зависимости от социально-культурного контекста. Научная новизна исследования заключается в применении междисциплинарного подхода к изучению становления и развития монументальной храмовой живописи в России, который объединяет исторический, художественный и культурологический аспекты данной проблемы. В отличие от предыдущих работ, данная статья акцентирует внимание на взаимодействии комплекса факторов: религиозных, временных, социальных и эстетических, определяющих динамику изменений в храмовом искусстве. Впервые предлагается целостная концепция, объясняющая механизмы преемственности и трансформации художественных традиций на различных этапах развития монументальной храмовой живописи. В результате исследования были выявлены ключевые закономерности, а также индивидуальные особенности эволюции монументальной храмовой живописи на различных этапах ее развития, установлена взаимосвязь между художественными, историко-культурными и религиозными факторами, влияющими на формирование и трансформацию этого вида искусства.
Источники
- Андреева А. В. Исторический аспект традиции и новаторства в современной церковной фреске. Введение имен художников-монументалистов в круг искусствознания // Вестник Московского государственного областного университета. 2012a. № 4.
- Андреева А. В. Проблемы канона и новаторства в современной церковной живописи // Вестник Московского государственного областного университета. 2012b. № 3.
- Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. Переизд. М.: Ладомир, 2002.
- Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: Издание Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918.
- Всеобщая история искусств: в 6 т. / под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. М.: Искусство, 1960. Т. 2. Кн. 1.
- Давидова М. Г. Современная роспись храма: стиль и программа − система взаимодействия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 2 (22).
- Дорохин Д. В. Проблемы современной православной монументальной живописи // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 2 (49).
- Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. СПб.: Искусство-СПб, 2007.
- Климкина Т. В. Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2018. Т. 10. № 4.
- Лайтарь Н. В. Проблема соотношения традиций и новаторства в русском церковном зодчестве (вторая треть XIX – начало XX века) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 110.
- Лайтарь Н. В. Проблема стиля в современной храмовой архитектуре России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 36 (77).
- Локтев В. И. Растрелли и проблемы Барокко в архитектуре // Барокко в славянских культурах: сборник / редколл.: А. В. Липатов, А. И. Рогов, Л. А. Софронова. М.: Наука, 1982.
- Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М.: Стройиздат, 1975.
- Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008.
- Молева Н. М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М.: Искусство, 1965.
- Платонов О. А. Школы, направления и основные темы русского иконописания // Очерки истории русской иконы от Крещения Руси до наших дней / сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011.
- Трифонова Г. С. Рефлексии об искусстве Урала. Живопись Челябинска: основные тенденции за 100 лет // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. Т. 17. № 3.
- Чернорицкий В. А. Современная монументальная живопись в городах России. Проблемы и исследования изобразительного языка // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2020. № 2-1.
- Шахова И. В. Специфика церковной живописи XIX – начала ХХ вв. // Вестник славянских культур. 2016. № 2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 24 марта 2025.
- Опубликована: 7 мая 2025.
Ключевые слова
- монументальная храмовая живопись
- этапы развития монументальной храмовой живописи
- русское искусство
- православные культовые сооружения
- традиции отечественного монументального искусства
- monumental church painting
- stages of development of monumental church painting
- Russian art
- Orthodox religious buildings
- traditions of Russian monumental art
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»