Отражение фауны Ямала в анималистическом жанре современного косторезного искусства региона
Аннотация
Цель настоящего исследования – выявить основные черты и особенности анималистического жанра конца ХХ – начала XXI века в области косторезного искусства Ямала на примерах образов животных региона. Для этого были проанализированы работы ямальских мастеров из коллекций Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств (НГМИИ), Ямало-ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского (МВК им. И. С. Шемановского), Государственного автономного учреждения культуры Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной Дом ремёсел» (ОДР), а также каталогов выставок и собраний из мастерских скульпторов. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые дается развернутый обзор анималистических сюжетов в ямальском косторезном искусстве, кроме того, впервые вводятся в научный оборот произведения и имена некоторых косторезов (С. И. Истомин, Н. Л. Хороля). В результате были выявлены основные тенденции в анималистическом жанре: мастера изображают в основном животных, связанных с фауной региона прошлого и настоящего времени: это мамонт, олень, медведь, птицы, реже – быки, волки и др. Также выявлены стилистические особенности в изображении животных, большинство мастеров тяготеют к обобщению и стилизации, наделению животных антропоморфными чертами и эмоциональным окрасом. Художники отражают близость человека и природы, подчеркивая их глубинную связь, заставляя зрителя задуматься о необходимости сохранения флоры и фауны сурового, но хрупкого арктического региона.
Источники
- Борко Т. И. Вступительная статья // Две реки: Сергей Лугинин. Резьба по кости: альбом / ред. А. Ю. Казакова. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2020.
- Ватагин В. А. Воспоминания. Записки анималиста: статьи. М.: Советский художник, 1980.
- Викулова В. В. Дорога длиною в жизнь // Культура Ямала. 2005. № 2 (6).
- Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, 1995.
- Корольков С. В. Художественная резьба по кости как явление этнорегиональной культуры (Чукотка, Якутия, Ямал): дисс. … к. культ. СПб., 2021.
- Мезенцева И. А. Проблемы развития косторезного искусства Ямала во второй половине XX века // Культура и цивилизация. 2024. Т. 14. № 10А.
- Пиценко Н. В. «Благословение высших сил». Искусство малой пластики ямальского художника-костореза В. Ф. Ядне // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 4.
- Савицкий И. Я. Ямальская резьба по кости // Культурные инициативы: материалы 51 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей (г. Челябинск, 04 апреля 2019 г.). Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2019.
- Субботина В. А. Вступительная статья // Резная кость XX – начала XXI века из собрания МВК имени И. С. Шемановского: презентационный альбом. Салехард: Музейно-выставочный комплекс, 2016.
- Тиханова В. А. Лик живой природы: очерки о советских скульпторах-анималистах. М.: Советский художник, 1990.
- Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск: Изд-во Томского университета, 2001.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 апреля 2025.
- Опубликована: 13 мая 2025.
Ключевые слова
- фауна Арктики
- Ямал
- анималистический жанр
- анималистические сюжеты
- ямальское косторезное искусство
- Arctic fauna
- Yamal
- animalistic genre
- animalistic subjects
- Yamal bone carving art
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»