Модель урока музыки с аксиологической направленностью в системе общего образования
Аннотация
Цель исследования – создание модели урока музыки с аксиологической направленностью в системе общего образования на основе анализа ценностного потенциала музыкального искусства. В статье раскрываются ключевые позиции исследований, описывающих ценностный потенциал музыкального искусства. Приводятся подходы философов и искусствоведов, подчеркивающие взаимосвязь музыки с другими видами искусства, историей, наукой и жизнью в целом. Особое внимание уделяется интонациям, скрытым в них ценностным смыслам и архетипам музыкальных образов. Представлена классификация общечеловеческих ценностей, отраженных в музыкальном искусстве, предложенная Г. Г. Коломиец. В статье описана авторская модель урока музыки с аксиологической направленностью, подробно изложены ее основные составляющие, а также теоретические и методологические основания. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем философские обоснования ценности музыки нашли прямое методологическое применение в авторской педагогической модели урока музыки с аксиологической направленностью. В результате проведенного исследования проанализировано отношение учащихся седьмых классов к общечеловеческим ценностям, а также представлены результаты полугодового внедрения данной модели в педагогическую практику.
Источники
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971.
- Бочкарев Л. Л. Психологические механизмы музыкального переживания: автореф. дисс. … д. психол. н. К., 1989.
- Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: статьи, доклады, выступления. М.: Педагогика, 1973.
- Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты – ХХI век, 2004.
- Коломиец Г. Г. Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром: дисс. … д. филос. н. М., 2006.
- Пиличяускас А. А. Основы познания музыки. Вильнюс: О-во «Знание» ЛитССР, 1985.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1998.
- Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М.: Учебно-методический Центр ГРАФ ПРЕСС, 2008a.
- Торопова А. В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. М., 1998.
- Торопова А. В. Смысловое устройство музыкального сознания личности // Мир психологии. 2008b. № 2 (54).
- Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
- Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке / сост. А. М. Гольцман; общ. ред. М. Е. Тараканов; ред. Э. Месхишвили. М.: Сов. композитор, 1982.
- Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1 (1).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 9 апреля 2025.
- Опубликована: 14 мая 2025.
Ключевые слова
- ценностный потенциал музыки
- интонация и аксиологическое ядро музыки
- отношение к общечеловеческим ценностям
- педагогическая модель урока музыки
- value potential of music
- intonation and the axiological core of music
- attitude towards universal human values
- pedagogical model of music lessons
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»