• Научная статья
  • 14 мая 2025
  • Открытый доступ

Модель урока музыки с аксиологической направленностью в системе общего образования

Аннотация

Цель исследования – создание модели урока музыки с аксиологической направленностью в системе общего образования на основе анализа ценностного потенциала музыкального искусства. В статье раскрываются ключевые позиции исследований, описывающих ценностный потенциал музыкального искусства. Приводятся подходы философов и искусствоведов, подчеркивающие взаимосвязь музыки с другими видами искусства, историей, наукой и жизнью в целом. Особое внимание уделяется интонациям, скрытым в них ценностным смыслам и архетипам музыкальных образов. Представлена классификация общечеловеческих ценностей, отраженных в музыкальном искусстве, предложенная Г. Г. Коломиец. В статье описана авторская модель урока музыки с аксиологической направленностью, подробно изложены ее основные составляющие, а также теоретические и методологические основания. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем философские обоснования ценности музыки нашли прямое методологическое применение в авторской педагогической модели урока музыки с аксиологической направленностью. В результате проведенного исследования проанализировано отношение учащихся седьмых классов к общечеловеческим ценностям, а также представлены результаты полугодового внедрения данной модели в педагогическую практику.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971.
  2. Бочкарев Л. Л. Психологические механизмы музыкального переживания: автореф. дисс. … д. психол. н. К., 1989.
  3. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе: статьи, доклады, выступления. М.: Педагогика, 1973.
  4. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты – ХХI век, 2004.
  5. Коломиец Г. Г. Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром: дисс. … д. филос. н. М., 2006.
  6. Пиличяускас А. А. Основы познания музыки. Вильнюс: О-во «Знание» ЛитССР, 1985.
  7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1998.
  8. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. М.: Учебно-методический Центр ГРАФ ПРЕСС, 2008a.
  9. Торопова А. В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. М., 1998.
  10. Торопова А. В. Смысловое устройство музыкального сознания личности // Мир психологии. 2008b. № 2 (54).
  11. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
  12. Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке / сост. А. М. Гольцман; общ. ред. М. Е. Тараканов; ред. Э. Месхишвили. М.: Сов. композитор, 1982.
  13. Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1 (1).

Информация об авторах

Хидирян Армен Кароевич

Школа № 525, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 апреля 2025.
  • Опубликована: 14 мая 2025.

Ключевые слова

  • ценностный потенциал музыки
  • интонация и аксиологическое ядро музыки
  • отношение к общечеловеческим ценностям
  • педагогическая модель урока музыки
  • value potential of music
  • intonation and the axiological core of music
  • attitude towards universal human values
  • pedagogical model of music lessons

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)