Формирование семантики академического вокального тембра
Аннотация
Цель исследования – выявить знаковые свойства академического певческого тембра, обусловливающие восприятие содержания вокальной музыки. В статье анализируются эволюционно-биологические и культурно-исторические механизмы формирования семантики певческих голосов. Их тембры классифицируются в соответствии с общепринятой номенклатурой, а также соотносятся с системой Барбары Макэфи. Предметом изучения становится стационарная часть тембра голоса, которая понимается как спектральный комплекс, обусловленный природными анатомическими и физиологическими особенностями певца. Обертоновая «окраска» голоса рассматривается в качестве акустического кода, который, с одной стороны, отражает телесно-габитуальные и личностно-социальные характеристики конкретного человека, а с другой – создаёт универсальные архетипические «образы голоса» – стереотипы, – важные при восприятии и речевого, и вокального звука. Научную новизну статьи определяет комплексная методология, сочетающая подходы теоретического музыкознания, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, так или иначе изучающих человеческий голос. Результатом исследования стали выводы о том, что тембр человеческого голоса является недвусмысленным и бессознательно читаемым знаком в голосовой коммуникации и важным структурообразующим элементом в системе смыслов музыкального произведения. Поэтому при формировании концертного и учебного репертуара исполнителям и педагогам необходимо руководствоваться не только эстетическими критериями и техническими возможностями певца, но и принимать во внимание имманентный спектр значений, сопутствующих звучанию голоса. Выбор музыкального материала с учётом семантики тембра голоса исполнителя становится важным шагом на пути к адекватной интерпретации вокального сочинения.
Источники
- Алябьева А. Г. О методе темброво-цветовых соответствий // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 4.
- Заитов Г. С. Резонансные стратегии в оперном вокальном исполнительстве: теория и практика: дисс. … к. иск. Екатеринбург, 2021.
- Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004.
- Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели / пер. с итал. Ю. Н. Ильина. М.: Музыка, 1972.
- Лимитовская А. В. К вопросу о влиянии тембра певческого голоса на восприятие содержания вокального произведения (на примере исполнения романса С. В. Рахманинова «Здесь хорошо») // Художественное образование и наука. 2022. № 3 (32). https://doi.org/10.36871/hon.202203014
- Лимитовская А. В. К вопросу о роли тембра в музыкальной коммуникации // Наука. Искусство. Культура. 2024a. Вып. 1 (41).
- Лимитовская А. В. Тембр голоса и содержательные метаморфозы акустического текста (на примере Каватины Алеко С. В. Рахманинова) // Образование и культурное пространство. 2024b. № 1. https://doi.org/10.53722/27132803_2024_1_78
- Лимитовская А. В. Тембр и смысл: когнитивные стратегии восприятия музыкального содержания вокального произведения (на примере романса С. В. Рахманинова «Здесь хорошо») // Pan-Art. 2024c. Т. 4. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/pa20240055
- Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки: сб. статей / ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.
- Мякотин Е. В. Тембр как знаковая система. К проблеме структурного анализа музыкального тембра // PHILHARMONICA.International Music Journal. 2020. № 6. https://doi.org/10.7256/2453-613X.2020.6.33331
- Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.
- Осадший Ю. Ю., Солдаткин В. А., Крючкова М. Н., Фаустова А. Г. Депрессия у мужчин с дефицитом тестостерона // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2021. № 121 (10). https://doi.org/10.17116/jnevro202112110119
- Павел (Коротких), иеромонах. Беседы о церковном пении // Труды Коломенской Духовной семинарии. М.: Русский раритет, 2010. Вып. 5.
- Пасикова О. Н. Акустические средства репрезентации образа в радиорекламе // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 3 (33).
- Рид Т. Исследования человеческого ума на принципах здравого смысла / пер. с англ., пред. Ю. Е. Милютина. СПб.: Алетейя; Лаборатория метафизических исследований при философском факультете СПбГУ, 2000.
- Сомова Е. Г. Тембр как элемент звуковой метафоризации в радиоречи // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4 (42).
- Старостина С. В., Стаценко Я. А., Свистушкин В. М. Оптимизация комплексного подхода к коррекции голоса при эндокринопатиях (аналитический обзор) // Проблемы эндокринологии. 2022. № 68 (2). https://doi.org/10.14341/probl12822
- Трифонова И. А. Домузыкальный этап в развитии детского голоса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88.
- Ущаповская Е. Н. Образ роковой женщины в оперном творчестве Прокофьева 1910-1920-х гг. // Культура и искусство. 2021. № 10. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2021.10.36633
- Холопова В. Н. Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия // Журнал Общества теории музыки. 2014. № 1 (5).
- Цибуля Н. Б. Тембр голоса и его соотношение с невербальными составляющими коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 5 (821).
- Шиленкова В. В., Бестолкова О. С. Пресбифония. Возрастные изменения акустических параметров голоса // Вестник оториноларингологии. 2013. № 78 (6).
- Afsah O. Effects of hormonal changes on the human voice: A review // The Egyptian Journal of Otolaryngology. 2024. Vol. 40. № 22. https://doi.org/10.1186/s43163-024-00578-5
- Floyd K., Ray G. B. Human affection exchange: IV. Vocalic predictors of perceived affection in initial interactions // Western Journal of Communication. 2003. Vol. 67 (1). № 4.
- Lowe M. L., Haws K. L. Sounds big: the effects of acoustic pitch on product perceptions // Journal of Marketing Research. 2017. Vol. 54. № 2. https://doi.org/10.1509/jmr.14.0300
- O’Connor J. J. M., Barclay P. The influence of voice pitch on perceptions of trustworthiness across social context // Evolution and Human Behavior. 2017. Vol. 38. № 4. https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2017.03.001
- Puts D. A., Hill А., Bailey D. H., Walker R. S. Sexual selection on male vocal fundamental frequency in humans and other anthropoids // Proceedings of the Royal Society B: Biological Science. 2016. Vol. 283. № 1829. https://doi.org/10.1098/rspb.2015.2830
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 26 мая 2025.
- Опубликована: 22 июня 2025.
Ключевые слова
- знаковые свойства тембра
- семантика академического певческого голоса
- архетипические «образы голоса»
- адекватная интерпретация вокального сочинения
- iconic properties of timbre
- semantics of academic singing voice
- archetypal “voice images”
- adequate interpretation of vocal composition
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»