• Научная статья
  • 25 июня 2025
  • Открытый доступ

Коммерческая живопись в России на рубеже XIX-XX веков: жанрово-стилевые особенности и выставочная практика

Аннотация

В статье рассматривается феномен коммерческого искусства в контексте выставочной деятельности Санкт-Петербургского общества художников и Общества русских акварелистов на рубеже XIX-XX веков. Цель исследования - выявление жанрово-стилевых особенностей, механизмов рыночного функционирования и роли данных объединений в формировании визуального стандарта эпохи. Акцент делается на художественную специфику экспозиций и их роль в культурной инфраструктуре. Новизна заключается в изучении внутренней логики выставочной и художественной практики двух объединений и их роли как посредников между художником и массовым зрителем. В результате исследования было установлено, что коммерческое искусство рубежа XIX-XX веков формировало устойчивые визуальные клише и одновременно способствовало приобщению публики к художественному опыту, выполняя роль посредника между высокими художественными традициями и массовым восприятием. Выявлено, что произведения, созданные в рамках выставок коммерческих объединений художников, отличались композиционной предсказуемостью, декоративной выразительностью и эмоциональной доступностью, при этом нередко демонстрируя высокий уровень мастерства.

Источники

  1. Андреева Е. Ю. Общество русских акварелистов. 1880-1918: дис. … к. иск. Л.: ЛГУ, 1990.
  2. Глебова О. С. Общество русских акварелистов 1880-1918. М.: Арт Волхонка, 2018.
  3. Карпов А. В. Эстетическая высота произведения искусства и рынок: о художественном качестве подлинном и мнимом // Художественная культура. 2021. № 4 (39). https://doi.org/10.51678/2226-0072-2021-4-94-131
  4. Карпов А. В., Мутья Н. Н. «Ординарный художник»: жизнь и творчество Ильи Галкина // Terra artis. Искусство и дизайн. 2021. № 4. https://doi.org/10.53273/27128768_2021_4_138
  5. Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М.: Советский художник, 1983.
  6. Матюшова М. П. Антиномия художественной и коммерческой ценности искусства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2008. № 4.
  7. Нестерова Е. В. Поздний академизм и салон в русской живописи второй половины XIX века: автореф. дисс. … д. иск. СПб., 2004.
  8. Паветти. IX выставка «Общества русских акварелистов» // Искусство. 1905. № 1.
  9. Ростиславов А. А. Искусство и публика: по поводу трёх выставок // Театр и Искусство. 1899. № 8.
  10. Северюхин Д. Я. Художественный рынок Санкт-Петербурга − Петрограда − Ленинграда, его роль и значение в истории развития отечественного изобразительного искусства: дисс. … д. иск. М., 2010.
  11. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М.: Искусство, 1970.
  12. Шабанов А. Передвижники. Между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015.

Информация об авторах

Пятых Федор Олегович

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 мая 2025.
  • Опубликована: 25 июня 2025.

Ключевые слова

  • коммерческое искусство
  • художественный рынок
  • Санкт-Петербургское общество художников
  • Общество русских акварелистов
  • выставочная практика
  • массовая визуальная культура
  • commercial art
  • art market
  • St. Petersburg Society of Artists
  • Society of Russian Watercolorists
  • exhibition practice
  • mass visual culture

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)