• Научная статья
  • 6 октября 2025
  • Открытый доступ

Духовный стих в профессиональном композиторском творчестве на рубежах XIX-XX и XX-XXI веков в аспекте культурно-исторической преемственности

Аннотация

Целью исследования является обоснование исторической преемственности творческих подходов к работе с духовным стихом в произведениях русских композиторов – от рубежа XIX-XX веков к рубежу XX-XXI столетий. В статье рассмотрены условия и формы, а также основные направления и принципы претворения духовного стиха в жанрах академической музыки, в частности в сочинениях крупной формы и хоровых циклах. Выявлены истоки в творческом освоении духовного стиха отечественными композиторами; определена логика исторической преемственности в развитии данного явления; установлена связь между опытом композиторов XIX века и современными музыкальными практиками; исследованы основания и творческие методы включения духовного стиха в сочинения отечественных композиторов XX века на примере произведений Г. В. Свиридова и Ю. М. Буцко. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые детально прослежена преемственность в подходах композиторов к работе с духовным стихом – от XIX в. до конца XX столетия, а также рассмотрены основные принципы и векторы художественной интеграции духовного стиха в сочинения крупных форм. В результате исследования определены два направления включения духовных стихов в оперные и симфонические произведения, сложившиеся в творчестве композиторов XIX столетия и нашедшие продолжение в крупных произведениях современных отечественных композиторов, в частности Г. В. Свиридова и Ю. М. Буцко. В первом случае появление духовного стиха в оперном спектакле обусловлено драматургическими задачами, во втором же он чаще всего наделялся символическим значением непоколебимости христианской веры, противопоставленной изменчивости и непостоянству современного мира.

Материалы исследования

  1. Варенцов В. Г. Сборник русских духовных стихов / сост. В. Г. Варенцов. СПб., 1860.
  2. Мусоргский М. П. Литературное наследие: письма, биографические материалы и документы / сост. А. А. Орлова, М. С. Пекелис; под общ. ред. М. С. Пекелиса. М.: Музыка, 1971.
  3. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Изд-е 8-е. М.: Музыка, 1980.
  4. Серов А. Н. Рогнеда: опера в 5 действиях арранжированная для пения с фортепиано. М.: П. Юргенсон, 1881. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004473583/

Источники

  1. Безсонов П. А. Калеки перехожие: сборник стихов и исследование П. Безсонова. М.: Тип. А. Семена, 1861.
  2. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861.
  3. Герасимова-Персидская H. A. Русская музыка XVII века: встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994.
  4. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор. М., 1981.
  5. Горюнова О. С. Жанр духовного стиха в хоровом творчестве Ю. М. Буцко на примере кантаты «Четыре старинных русских песнопения из сборника “Цветник”» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2022. Вып. 45. https://doi.org/10.15382/sturV202245.126-144
  6. Горячих В. В. «Из Апокалипсиса» Лядова [«Из апокалипсиса» Анатолия Лядова (к проблеме содержания, музыкальной формы и стиля)] // Непознанный А. К. Лядов: сборник статей и материалов / ред. Т. А. Зайцева. Челябинск: MPI, 2009.
  7. Гумерова О. В. Духовный стих «О расставании души с телом» и секвенция “Dies irae” в рецепции Н. Я. Мясковского // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4 (52).
  8. Жоссан Н. К проблеме претворения русских фольклорных жанров в отечественной хоровой музыке // Проблема жанра в отечественной музыке: сборник трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. Вып. 143.
  9. Земцовский И. И. Фольклор и композитор: теоретические этюды. Л. − М., 1978.
  10. История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1994. Т. 9. Конец XIX – начало XX века / сост. Ю. В. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. З. Корабельникова, А. М. Соколова.
  11. Келдыш Ю. В. Древняя Русь. XI-XVII века // История русской музыки: в 10 т. / редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский. М.: Музыка, 1983. Т. 1.
  12. Коленченко И. Г. Преломление жанра духовного стиха в творчестве Н. А. Римского-Корсакова // Регионология. 2012. № 4 (81).
  13. Кошмина И. В. Русская духовная музыка: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 1. История. Стиль. Жанры.
  14. Мартынова С. С. Опера-фарс А. П. Бородина «Богатыри»: проблемы текстологии: дисс. ... к. иск. М., 2003.
  15. Мурашова Н. С. К проблеме происхождения духовного стиха: временной и пространственный аспекты // Вопросы русской литературы. 2017. № 3-4 (41-42).
  16. Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте культурно-исторической эволюции внебогослужебного духовного пения: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2020.
  17. Никитина С. Е. Русские духовные стихи и мир // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 2004. Вып. 2.
  18. Петров А. К. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980-2005): основные тенденции, новые композиторские подходы: дисс. … к. иск. М., 2007.
  19. Пчелинцев А. В. Великий миниатюрист: народная песня и отражение ее генетических истоков в обработках А. К. Лядова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 38. https://doi.org/10.17223/22220836/38/18
  20. Свиридов Г. В. Музыка как судьба / сост., предисл., коммент. А. С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002.
  21. Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи. Йошкар-Ола: Марийский гос. универ., 1995.
  22. Солощенко Л. Ф. К проблеме типологии традиционных русских духовных стихов // Музыкальная культура средневековья / сост. и отв. ред. Т. Ф. Владышевская. М., 1992.
  23. Теплова И. Б. Духовный стих «Алексей Божий человек» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова // Израиль XXI. Музыкальный журнал. 2012. № 3 (33).
  24. Федоровская Н. А. Духовный стих в русской культуре: дисс. … д. иск. СПб., 2010.
  25. Филатова Н. Ю. О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была. Вспоминая о Юрии Марковиче Буцко // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2019. № 3 (30).
  26. Филатова Н. Ю. Художественный мир хоровых сочинений Ю. М. Буцко 1980-х −1990-х годов: дисс. ... к. иск. М., 2011.

Информация об авторах

Аксенова Алла Владимировна

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2025.
  • Опубликована: 6 октября 2025.

Ключевые слова

  • калики перехожие
  • духовный стих в композиторском творчестве
  • номер «Покаянный стих» Г. Свиридова
  • симфония-сюита «Древнерусская живопись» Ю. Буцко
  • историческая преемственность
  • wandering minstrels
  • spiritual verse in compositional creativity
  • piece “Penitential Verse” by G. Sviridov
  • symphony-suite “Old Russian Painting” by Yu. Butsko
  • historical continuity

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)