• Original research article
  • February 27, 2024
  • Open access

Semiotic interpretation of stage costume

Abstract

The aim of the study is to identify cause-and-effect relations in semiotic interpretation of stage costume. The article explores the history of stage costume development, briefly presents its periodization with characteristic features of each stage, and socio-cultural forms of encoding. The scientific novelty of the research lies in focusing on the issue of costume semantics as an important component of the expressive system of modern music and theater productions. The research establishes that stage (theatrical) costume has its own developmental regularities and periodization caused by many factors. It is found that in the 20th and 21st centuries, there is an increasing interaction of two main trends: 1) stage costume is characterized by a high degree of codification and symbolism, with significant transformations in the specific content of symbols; 2) a variety of techniques are observed in achieving various aspects of “authenticity” in relation to theatrical action as a whole and theatrical costumes in particular.

References

  1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
  2. Барулин А. Н. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникация. Краткая предыстория и история семиотики (до Фреге, Пирса и Соссюра): в 2-х ч. / науч. ред. С. Н. Кузнецова. М.: Спорт и культура, 2000. Ч. 2.
  3. Бахтин М. М., Дувакин В. Д. М. М. Бахтин: беседы с В. Д. Дувакиным. М.: Согласие, 2002.
  4. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1981.
  5. Брук П. Пустое пространство / пер. с англ.; вступ. статья Ю. Кагарлицкого; коммент. Ю. Фридштейна и М. Швыдкого. М.: Прогресс, 1976.
  6. Ванслов В. В. Отзвуки минувшего: искусство и жизнь в прошедшем веке / Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств. М.: Знание, 2004.
  7. Васильев А. А. История моды. Костюмы Русских сезонов Сергея Дягилева. М.: Этерна, 2006. Вып. 2.
  8. Галкина Т. В., Третьякова Т. Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск: ЮУрГУ, 1998.
  9. Гиляровская Н. В. Русский исторический костюм в изобразительном искусстве и на сцене. М. – Л.: Искусство, 1945.
  10. Головня В. В. История античного театра: учеб. пособие для высш. и сред. театр. учеб. заведений, ин-тов культуры и хореогр. училищ. М.: Искусство, 1972.
  11. Градова К. В. Театральный костюм: в 2-х кн. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1976. Кн. 1. Женский костюм.
  12. Градова К. В. Театральный костюм: в 2-х кн. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1987. Кн. 2. Мужской костюм.
  13. Густякова Д. Ю. Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры: автореф. дисс. … д. культ. Ярославль, 2019.
  14. Ефимова Л. В. Семиотика как знаковая система костюма // Сервис plus. 2012. № 4.
  15. Захаржевская Р. В. История костюма: от античности до современности. Изд-е 3-е. М.: РИПОЛ-классик, 2006.
  16. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие для сред. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры / Моск. акад. хореогр. училище. М.: Искусство, 1976.
  17. Каминская Н. М. История костюма. М., 1976.
  18. Карпенко В. Н., Ежеченко П. С., Карпенко В. А. Сценический костюм как одно из выразительных средств хореографического искусства // Таврический научный обозреватель. 2017. № 2 (19).
  19. Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы // Культурология: XX век: антология / гл. ред. и сост.: С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995.
  20. Козлова Т. В. Костюм как знаковая система. М.: МТИ им. А. Н. Косыгина, 1980.
  21. Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. М.: Астрель, 2005.
  22. Кон Ми Ран. Костюмы в прижизненных постановках опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» (опыт реконструкции): автореф. дисс. … к. иск. М., 1997.
  23. Крэг Г. Э. Г. Искусство театра: сб. ст. / пер. под ред. В. П. Лачинова; введ.: д-р Александр Хевези, драматург и режиссер Правительств. театра в Будапеште. СПб.: Н. И. Бутковская, 1912.
  24. Кузищин И. Л. Общество и культура древних этрусков // История Древнего Рима / под ред. В. И. Кузищина. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М., 1994.
  25. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб.: Академический Проект, 2002.
  26. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник: в 2-х кн. СПб.: Композитор, 2003. Кн. 2.
  27. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах / пер.; ред. и вступ. статья Ю. И. Слонимского. Л. – М.: Искусство, 1965.
  28. Плеханова Е. О. Костюм: междисциплинарный феномен в системе художественного образования // Вестник КИГИТ. Серия 9: Дизайн и архитектурно-средовое проектирование. 2015. № 9 (62).
  29. Полихова М. П. Символика костюма в контексте культуры: автореф. дисс.. к. филос. н. Ростов н/Д, 2003.
  30. Потебня А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2007.
  31. Режиссерское искусство А. Я. Таирова (К 100-летию со дня рождения) / ред.: К. Л. Рудницкий. М., 1987.
  32. Синицина В. И. Основные исторические этапы в развитии костюма: учеб. пособие для студентов специальности 1112 / Всесоюз. заоч. ин-т текстильной и легкой пром-сти, кафедра швейного производства. М., 1976.
  33. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999.
  34. Степучев Р. А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. М.: МГТА, 1991.
  35. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки славянской культуры, 2005.
  36. Французский символизм = Le symbolisme français: драматургия и театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма / сост., вступ. ст., комент. В. Максимова. СПб.: Гиперион; Гуманитарная академия, 2000.
  37. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

Author information

Larisa Sergeevna Lozinskaya

Crimean University of Culture, Art and Tourism, Simferopol

About this article

Publication history

  • Received: August 8, 2023.
  • Published: February 27, 2024.

Keywords

  • культура
  • сценический костюм
  • семиотика
  • культурный код
  • culture
  • stage costume
  • semiotics
  • cultural code

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)