• Научная статья
  • 27 февраля 2024
  • Открытый доступ

Семиотическое прочтение сценического костюма

Аннотация

Цель исследования – выявить причинно-следственные связи в семиотическом прочтении сценического костюма. В статье рассмотрена история развития сценического костюма, кратко представлена ее периодизация с характерными чертами каждого этапа, социально-культурными формами кодирования. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые прицельно исследуется проблема семантики костюма как важной составляющей выразительной системы современной музыкально-театральной постановки. В результате исследования установлено, что сценический (театральный) костюм имеет свои закономерности развития и многофакторно обусловленную периодизацию. Выявлено, что в ХХ-ХХI вв. усиливается взаимодействие двух основных тенденций: 1) сценический костюм отличается высокой степенью кодифицированности и символизма, при этом конкретное содержание символов претерпевает значительные трансформации; 2) наблюдается многообразие приемов достижения различных аспектов «достоверности» как театрального действия в целом, так и театральных костюмов.

Источники

  1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
  2. Барулин А. Н. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникация. Краткая предыстория и история семиотики (до Фреге, Пирса и Соссюра): в 2-х ч. / науч. ред. С. Н. Кузнецова. М.: Спорт и культура, 2000. Ч. 2.
  3. Бахтин М. М., Дувакин В. Д. М. М. Бахтин: беседы с В. Д. Дувакиным. М.: Согласие, 2002.
  4. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1981.
  5. Брук П. Пустое пространство / пер. с англ.; вступ. статья Ю. Кагарлицкого; коммент. Ю. Фридштейна и М. Швыдкого. М.: Прогресс, 1976.
  6. Ванслов В. В. Отзвуки минувшего: искусство и жизнь в прошедшем веке / Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств. М.: Знание, 2004.
  7. Васильев А. А. История моды. Костюмы Русских сезонов Сергея Дягилева. М.: Этерна, 2006. Вып. 2.
  8. Галкина Т. В., Третьякова Т. Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск: ЮУрГУ, 1998.
  9. Гиляровская Н. В. Русский исторический костюм в изобразительном искусстве и на сцене. М. – Л.: Искусство, 1945.
  10. Головня В. В. История античного театра: учеб. пособие для высш. и сред. театр. учеб. заведений, ин-тов культуры и хореогр. училищ. М.: Искусство, 1972.
  11. Градова К. В. Театральный костюм: в 2-х кн. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1976. Кн. 1. Женский костюм.
  12. Градова К. В. Театральный костюм: в 2-х кн. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1987. Кн. 2. Мужской костюм.
  13. Густякова Д. Ю. Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры: автореф. дисс. … д. культ. Ярославль, 2019.
  14. Ефимова Л. В. Семиотика как знаковая система костюма // Сервис plus. 2012. № 4.
  15. Захаржевская Р. В. История костюма: от античности до современности. Изд-е 3-е. М.: РИПОЛ-классик, 2006.
  16. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие для сред. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры / Моск. акад. хореогр. училище. М.: Искусство, 1976.
  17. Каминская Н. М. История костюма. М., 1976.
  18. Карпенко В. Н., Ежеченко П. С., Карпенко В. А. Сценический костюм как одно из выразительных средств хореографического искусства // Таврический научный обозреватель. 2017. № 2 (19).
  19. Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы // Культурология: XX век: антология / гл. ред. и сост.: С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995.
  20. Козлова Т. В. Костюм как знаковая система. М.: МТИ им. А. Н. Косыгина, 1980.
  21. Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. М.: Астрель, 2005.
  22. Кон Ми Ран. Костюмы в прижизненных постановках опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» (опыт реконструкции): автореф. дисс. … к. иск. М., 1997.
  23. Крэг Г. Э. Г. Искусство театра: сб. ст. / пер. под ред. В. П. Лачинова; введ.: д-р Александр Хевези, драматург и режиссер Правительств. театра в Будапеште. СПб.: Н. И. Бутковская, 1912.
  24. Кузищин И. Л. Общество и культура древних этрусков // История Древнего Рима / под ред. В. И. Кузищина. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М., 1994.
  25. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб.: Академический Проект, 2002.
  26. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник: в 2-х кн. СПб.: Композитор, 2003. Кн. 2.
  27. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах / пер.; ред. и вступ. статья Ю. И. Слонимского. Л. – М.: Искусство, 1965.
  28. Плеханова Е. О. Костюм: междисциплинарный феномен в системе художественного образования // Вестник КИГИТ. Серия 9: Дизайн и архитектурно-средовое проектирование. 2015. № 9 (62).
  29. Полихова М. П. Символика костюма в контексте культуры: автореф. дисс.. к. филос. н. Ростов н/Д, 2003.
  30. Потебня А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2007.
  31. Режиссерское искусство А. Я. Таирова (К 100-летию со дня рождения) / ред.: К. Л. Рудницкий. М., 1987.
  32. Синицина В. И. Основные исторические этапы в развитии костюма: учеб. пособие для студентов специальности 1112 / Всесоюз. заоч. ин-т текстильной и легкой пром-сти, кафедра швейного производства. М., 1976.
  33. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999.
  34. Степучев Р. А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. М.: МГТА, 1991.
  35. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки славянской культуры, 2005.
  36. Французский символизм = Le symbolisme français: драматургия и театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма / сост., вступ. ст., комент. В. Максимова. СПб.: Гиперион; Гуманитарная академия, 2000.
  37. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

Информация об авторах

Лозинская Лариса Сергеевна

Крымский университет культуры, искусств и туризма, г. Симферополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 августа 2023.
  • Опубликована: 27 февраля 2024.

Ключевые слова

  • культура
  • сценический костюм
  • семиотика
  • культурный код
  • culture
  • stage costume
  • semiotics
  • cultural code

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)