• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Novam viam или «тупик» оперы в современном социокультурном пространстве

Аннотация

Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении закономерностей оперы как синтетического жанра, а именно, с учетом симбиоза сюжетно-фабульных и непосредственно музыкальных свойств. В статье рассматривается развитие оперы в современных реалиях, явление гибридности и открытости жанра. Автор акцентирует внимание на микстовой природе оперы в результате поиска новых средств выразительности. Научная новизна исследования в определении современной оперы как гибридного, микстового жанра, который в совокупности с современными технологиями, средствами исполнения и интерпретации создает новые контексты музыкального выражения, темпоральности и воображаемого пространства. В результате определено, что эволюционное движение оперы имеет многовековую историю и всегда складывалось из противостояния нового и консервативного, элитарного и демократического, при этом опера смогла вобрать в себя «интонационный словарь конкретной эпохи» и остаться жизнеспособной.

Источники

  1. Андреева В. А. Музыка в синтетических видах искусства // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2003. № 2.
  2. Андреева И. Театральность в культуре. Ростов н/Д: Фолиант, 2002.
  3. Архангельский Ю. Э., Солодовник А. Б. Клиповое сознание телевизионной аудитории в структуре мозаичной культуры современного общества // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 3.
  4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотоп в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. М.: Худ. литер., 1986.
  5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  6. Воротынцева Л. А., Капичина Е. А. Метаморфозы интертекстуальности в музыкальном искусстве ХХ – ХХI века: стиль – полистилистика – метастиль: монография. Луганск: Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ им. М. Матусовского», 2021.
  7. Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка ХХ века: от авангарда – к постмодерну. М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2014.
  8. Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины XX века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции. М.: Музыка, 2005.
  9. Жабинский К. О синтезе искусств в неакадемических разновидностях оперного театра ХХ века // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра: сб. ст. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010.
  10. Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке. М.: Композитор, 2003.
  11. Чайковский А. Мюзикл и опера – антагонисты или партнёры? // Играем с начала (Da capo al fine). 2015. № 1.

Информация об авторах

Пшехачев Дмитрий Александрович

Луганская академия культуры и искусств имени М. Матусовского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • типы оперного жанра
  • интертекстуальность в опере
  • микстовая природа оперы
  • эволюционное движение оперы
  • types of the opera genre
  • intertextuality in opera
  • mixed nature of opera
  • evolutionary movement of opera

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)