• Научная статья
  • 31 мая 2022
  • Открытый доступ

Дивергентность как критерий качества музыкального исполнительства

Аннотация

Цель данного исследования – обосновать, что дивергентность является критерием качества музыкального исполнительства. Материал, представленный в данной статье, адресован тем музыкантам, чьи музыкальные способности не проявляются в очевидно высоких сторонах когнитивной сферы – например, в феноменальной памяти и т.д. В данной работе рассмотрены два аспекта творческой активности музыканта – интеллектуальный и эмоциональный; определены роли дивергентных качеств музыканта. Новизной данного исследования является научное обоснование развития дивергентного мышления в музыкально-исполнительской практике. В результате определены основные проблемы воспитания современного музыканта-исполнителя. Осмысление некоторых приведенных здесь научных позиций может способствовать повышению в музыкальном исполнительстве значимости интеллектуальной работы и определению индивидуальной траектории профессионального развития музыканта с учетом указанного фактора.

Источники

  1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. М.: 1971.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Директ-Медиа, 2008.
  3. Баренбойм Л. А. Л. В. Николаев – основоположник ленинградской пианистической школы // Л. В. Николаев Статьи и воспоминания. Письма. Л.: Советский композитор, 1979.
  4. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. М.: Советский композитор, 1990.
  5. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. М.: Классика-XXI, 2007.
  6. Берлянчик М. М. Искусство и личность: в 2 кн. М., 2009. Кн. 1. Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства.
  7. Будяковский А. Пианистическая деятельность Листа. Л.: Музыка, 1986.
  8. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика XXI, 2008.
  9. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Воспитание музыки. М., 1980.
  10. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Теории учения: хрестоматия / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М.: Редакционно-издательский центр "Помощь", 1996. Часть 1. Отечественные теории учения.
  11. Гофман И. Фортепианная игра: вопросы и ответы. М/: Классика, 2002.
  12. Зетель И. Н. К. Метнер. Творчество. Исполнительство. Педагогика. М.: Музыка, 1981.
  13. Коган Г. М. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1972. Вып. 2.
  14. Куликов Л. В. Психология личности. СПб.: Питер, 2009.
  15. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 2000.
  16. Луганская А. Н. Мальчик и музыка // Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» / отв. ред. И. Н. Вановская; Ивановка - 2015. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2015.
  17. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Наука, 1976.
  18. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982.
  19. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора: страницы из записных книжек. М.: Музыка, 1979.
  20. Мстиславская Е. В. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2015.
  21. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967.
  22. Паперно Д. А. Записки московского пианиста. М.: Классика-XXI, 2008.
  23. Прохорова В. И. Четыре друга на фоне столетия. М.: Астрель, 2012.
  24. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.
  25. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000.
  26. Токина Н. Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972.
  27. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия. М.: АСТ Харвест, 2005.
  28. Цыпин Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.: Музыка, 1990.
  29. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. М., 2008.
  30. Чиксентмихайи М. Креативность. Потоки и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс, 2013.

Информация об авторах

Мстиславская Елена Васильевна

к. пед. н., доц.

Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 апреля 2022.
  • Опубликована: 31 мая 2022.

Ключевые слова

  • дивергентность
  • качество музыкального исполнительства
  • дивергентные качества музыканта
  • воспитание современного музыканта-исполнителя
  • профессиональное развитие музыканта
  • divergence
  • musical performance quality
  • divergent qualities of a musician
  • education of a modern performing musician
  • professional development of a musician

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)