• Научная статья
  • 10 января 2023
  • Открытый доступ

Физико-акустическое пространство в музыке композиторов второй половины ХХ века

Аннотация

Цель исследования заключается в доказательстве аксиомы о том, что музыкальное пространство так же, как и музыкальное время, имеет три основных (базовых) уровня. В статье охарактеризованы концептуальный уровень музыкального пространства, который представляет собой субъективный индивидуальный «пространственный мир», выраженный всеми элементами музыкального языка; перцептуальный уровень музыкального пространства, связанный со слушательским восприятием; физический уровень музыкального пространства, проявляющийся в моменты исполнения сочинений. Научная новизна исследования заключается разработке классификации перцептуального пространства в музыке и определении компонентного состава физико-акустического уровня музыкального пространства. В результате определено, что музыкальное пространство является многоуровневым феноменом; перцептуальный уровень музыкального пространства включает в себя картинную перцепцию, чувственную перцепцию и катарсическую перцепцию, а физический уровень музыкального пространства включает в себя микропространство и макропространство; стерефония XX века подразумевает различные виды организации акустического пространства, такие как статическая стереофония, динамическая стереофония, комбинированная стереофония.

Источники

  1. Астахова О. А. Музыкальный хронотоп. М.: ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова; Изд. «Перо», 2019.
  2. Задерацкий В. Музыкальная форма: в 2 вып. М.: Музыка, 1995. Вып. 1.
  3. Красникова Т. Фактура в музыке XX века. М., 2008.
  4. Мозгот С. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси. М., 2008.
  5. Мозгот С. Концептуальное пространство в музыке композиторов ХХ века // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 4.
  6. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  7. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. М., 1985.
  8. Скребкова-Филатова М. О художественных возможностях музыкального пространства // Пространство и время в музыке. М.: РАМ им. Гнесиных, 1992.
  9. Холопова В. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.

Информация об авторах

Астахова Ольга Андреевна

к. иск., проф.

Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 декабря 2022.
  • Опубликована: 10 января 2023.

Ключевые слова

  • концептуальный уровень музыкального пространства
  • перцептуальный уровень музыкального пространства
  • физико-акустический уровень музыкального пространства
  • статическая стереофония
  • динамическая стереофония
  • комбинированная стереофония
  • conceptual level of musical space
  • perceptual level of musical space
  • physical and acoustic level of musical space
  • static stereophony
  • dynamic stereophony
  • combined stereophony

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)