• Научная статья
  • 20 марта 2024
  • Открытый доступ

Реализация комплекса педагогических технологий на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке как один из аспектов формирования исполнительской компетентности студентов педагогического вуза

Аннотация

Цель исследования – обоснование необходимости и демонстрация возможностей реализации комплекса педагогических технологий на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза. В статье раскрыто содержание технологического обеспечения и продемонстрирован алгоритм процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на основе реализации отобранного комплекса педагогических технологий. Научная новизна исследования заключается в обосновании и демонстрации технологичности процесса музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза. Технологичность организации музыкально-инструментальной подготовки обучающихся выступает как необходимое условие формирования исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов. В результате исследования раскрыты содержание педагогического обеспечения и технологичность организации процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке. Доказано, что формирование исполнительской компетентности студентов педагогического вуза будет более эффективным, если реализуется комплекс педагогических технологий: целеполагания и планирования учебной деятельности, игрового моделирования учебных ситуаций, развития слухо-двигательной координации и формирования исполнительских умений и навыков, рефлексивных метакогнитивных умений и навыков, интонационно-стилевого обучения игре на фортепиано. Разработан алгоритм реализации процесса формирования исполнительской компетентности на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза.

Источники

  1. Байбородова Л. В. Проблема технологий в педагогической науке и практике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. № 1-2.
  2. Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Основные направления и результаты исследований педагогических технологий ярославской научной школы // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2.
  3. Гарипова Н. М. Конвергентный потенциал психологической составляющей музыкально-педагогического образования // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 4.
  4. Калимуллина О. А. Структура, этапы и механизмы формирования творческой направленности личности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44).
  5. Кириллина Л. В. Бетховен: жизнь и творчество: в 2-х т. М.: Московская консерватория, 2009. Т. 1.
  6. Красовская Е. П. Освоение произведений Ф. Листа будущими музыкантами-педагогами в классе фортепиано с позиции поликонтекстуального подхода // Музыкальное искусство и образование. 2023. Т. 11. № 1.
  7. Малинковская А. В. Диалектика как метод исследования музыкально-педагогического процесса: к 100-летию Б. Л. Кременштейн // Музыкальное искусство и образование. 2023. Т. 11. № 2.
  8. Маряч А. Ю., Сухова Л. Г. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/ped210048
  9. Маряч А. Ю., Шипилкина Т. А. Содержательно-методический аспект формирования исполнительской компетентности будущего учителя музыки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped20220086
  10. Николаева Е. В. Метод аналогий в исследовательской и педагогической деятельности музыканта на примере эпистолярного наследия Б. Л. Яворского // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 4.
  11. Щербакова А. И. Постижение музыкального искусства как условие духовно-нравственного обновления общества // Вестник МГИМ имени А. Г. Шнитке. 2022. № 1 (17).
  12. Concina E. The Role of Metacognitive Skills in Music Learning and Performing: Theoretical Features and Educational Implications // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10.
  13. Koestler A. The Act of Creation. N. Y.: Penguin Books, 1964.

Информация об авторах

Маряч Анастасия Юрьевна

к. пед. н.

Пензенский государственный университет

Шипилкина Татьяна Анатольевна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 февраля 2024.
  • Опубликована: 20 марта 2024.

Ключевые слова

  • педагогические технологии
  • музыкально-инструментальная подготовка
  • исполнительская компетентность
  • pedagogical technologies
  • musical-instrumental training
  • artist performance

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)