• Научная статья
  • 11 июня 2024
  • Открытый доступ

Место и роль кинопремии «Оскар» в отечественном кинематографе

Аннотация

Цель исследования – выявление места и роли кинопремии Американской академией кинематографических искусств и наук «Оскар» в российском киносоообществе. В статье раскрываются аспекты кинопремии «Оскар» в контексте мирового признания профессиональных заслуг российских кинематографистов и их произведений. Основное внимание уделяется не только количественному подходу, но и качественному. Автору важно проследить номинации кинопремии, годы подачи заявок, режиссеров, неоднократно подающих заявки, а также мнения критиков и зрителей представленных фильмов для раскрытия всесторонней роли указанной кинопремии в карьере отечественных кинематографистов, а также их статус в мире кино. Научная новизна исследования заключается в актуализации роли кинопремии «Оскар» в отношении отечественного кинематографа и обосновании четкого аналитического подхода к фильмам и режиссерам, претендующим на звание победителя самой престижной кинопремии мира. В результате исследования было выявлено, что Россия (включая советский период своего существования) была представлена на кинопремии «Оскар» с 1943 года по 2023 год. За этот период от нашей страны официально было подано 64 фильма для участия в различных номинациях кинопремии. Из них 29 стали официальными номинантами кинопремии в 7 номинациях. Самым успешным, с точки зрения номинации на кинопремию «Оскар», стал 2008 год, а десятилетием – 1990-е годы. Самыми номинируемыми режиссерами стали Никита Михалков (6 заявок, 3 номинации, 1 победа) и Александр Петров (4 заявки, 4 номинации, 1 победа). Также выявлено, что многие кинодеятели по всему миру считают эту кинопремию политизированной и ангажированной. Однако это не исключает огромного влияния этой премии, а также ее лауреатов на мировое киносообщество.

Источники

  1. Беляев В. А. Три года Оскара: фильмы, люди, стороны света // Неделя науки и творчества – 2022: материалы Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4-х ч. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2022.
  2. Близнюк А. В. Кинофестивали как средство идеологической борьбы // Экранные искусства в ракурсе современной культуры: материалы IV Всероссийской научной конференции / под редакцией А. А. Резванова. Ростов-на-Дону, 2023.
  3. Бондарчук Ю. В. Особенности перевода фильмонимов (на материале названий фильмов – номинантов премии «Оскар» – 2022) // Язык науки и техники в современном мире: материалы XII Международной научно-практической конференции. Омск, 2023.
  4. Веверица К. Е. Нейросетевая система прогнозирования получения Оскара // Искусственный интеллект в решении актуальных социальных и экономических проблем XXI века: сборник статей по материалам Восьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022.
  5. Грибанов Борис. Хемингуэй. М.: Молодая гвардия, 1971. 448 с.
  6. Зоркая Нея. Сгустки истории. Портрет режиссёра Юлия Райзмана // Искусство кино. 2004. № 2.
  7. Катасонова Е. Л. Оскар – 2022: Хамагути Рюсукэ // Ежегодник Япония. 2022. № 51.
  8. Лаврентьева А. С. Специфика лексического наполнения названий американских кинофильмов 1990–1995 гг. // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82).
  9. Новикова Г. А. Кинофестивальная коммуникация как фактор международного взаимодействия // Социология государственного и муниципального управления. Социологический альманах: материалы X Орловских социологических чтений. 2019.
  10. Орисбаева Б. Б., Попов В. И. Синтез искусств в пространстве кинофестивалей // International Scientific Review. 2020. № LXIX.
  11. Просолова Е. В. Международные кинофестивали как инструмент советской культурной дипломатии периода 1950–1980-х гг. // Советский век в российской и мировой истории: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 100-летию образования СССР. Пенза, 2022.
  12. Прохорова К. А. Визуальные метафоры как художественный принцип успешной экранизации А. К. Петрова «Старик и море» // Художественный текст глазами молодых: материалы конференции. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2017.
  13. Султанова А. К. Расовое неравенство в американском кинематографе на примере премии «Оскар» // Американистика: актуальные подходы и современные исследования: межвузовский сборник научных трудов / под редакцией Т. В. Алентьевой, М. А. Филимоновой. Курск: Курский государственный университет, 2017. Вып. 9.
  14. Юренев Р. Неукротимость (К 75-летию И. Пырьева) // Экран 1976–1977 / сост. Ю. П. Тюрин, Г. Е. Долматовская. М.: Искусство, 1978.
  15. Якобидзе-Гитман А. С. Восстание фантазмов: сталинская эпоха в постсоветском кино. М.: НЛО, 2015.
  16. Levy Emmanuel. All About Oscar: The History and Politics of the Academy Awards. New York: The Continuum International Publishing Group, 2003.
  17. MacFadyen D. Moscow Does Not Believe in Tears: From Oscar to Consolation Prize // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2006. № 1 (1).
  18. Palmer Christopher. Dimitri Tiomkin: A Portrait. London: T. E. books, 1984.

Информация об авторах

Шумов Максим Владимирович

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 мая 2024.
  • Опубликована: 11 июня 2024.

Ключевые слова

  • Американская академия кинематографических искусств
  • кинопремия «Оскар»
  • российские кинематографисты
  • отечественный кинематограф
  • American Academy of Cinematographic Arts
  • Oscar Film Award
  • Russian cinematographers
  • Russian cinematography

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)