Этно-мифологический мотив как ресурс в современном изобразительном искусстве Сибири
Аннотация
В статье рассматривается влияние мифологических представлений коренных народов Сибири на формирование художественного образа в творчестве современных сибирских художников. Цель исследования – выявить роль и бытование этно-мифологического мотива в искусстве Сибири ХХI века. В статье кратко представлены основные этапы развития мотива в сибирском искусстве, рассмотрены наиболее часто используемые художниками образы, проведена их классификация. Научная новизна исследования обосновывается введением в научный оборот имен новых художников. В результате выявлено, что образная основа в ряде произведений связана с универсальной символикой, характерной для многих мировых культур; весомую часть составляют образы духов – хозяев местности, животных и антропоморфных изображений, присутствующих на памятниках неолитического искусства региона, в шаманской символике, этнические, мифологические представления народов сибирского региона, фольклорные тексты. Традиционная культура, таким образом, становится каркасом, на основе которого воплощается семантическое содержание произведений.
Источники
- Бабикова Т. В. Актуализация древнего мифа в современном изобразительном искусстве Сибири // Архаика и современное искусство. Голоса территорий: сборник материалов открытой дискуссионной кафедры / ООМИИ им. М. А. Врубеля, ГМИО. Омск, 2005.
- Бурнаков В. А. К вопросу о каменном изваянии Улуг Хуртуях Тас (из археологических материалов А. Х. Липского) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы годовой научной сессии института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2014. Т. XX.
- Виницкая Н. В. Мифологические образы Алтая и их интерпретация в изобразительном искусстве // Культурное наследие Сибири. 2020. Т. 6. № 24.
- Ергалиева Р. А. Зыблемость и незыблемость мира в трансформациях картины // Актуально об актуальном: сборник статей о современном искусстве / сост. Е. Малиновская. Алматы: ОО АИК, 2000.
- Кассирер Э. Миф и религия // Философские науки. 1991. № 7.
- Кичигина А. Г. Явление неоархаики в современном искусстве Сибири. В поисках определения // Омский научный вестник. 2007. № 1 (51).
- Лихацкая Л. Н. Метафорическая основа графического образа в иллюстрациях Сергея Дыкова // Художественная культура Сибири и Алтая. История и современность: сборник материалов научных конференций и семинаров 1998-2000 гг. Барнаул, 2001.
- Ломанова Т. М. Отражение сибирской идентичности в искусстве конца ХХ – начала XXI века // Культура и искусство. 2020. № 4.
- Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
- Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин, 1993.
- Маточкин Е. П. Искусство Горного Алтая: взгляд вглубь веков // Сибирский миф. Голоса территорий. Образы и символы архаических культур в современном творчестве: альбом-каталог / ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск, 2005.
- Муйтуева В. А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев: монография. Горно-Алтайск, 2004.
- Мурзина И. Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 29.
- Мысливцева Г. Ю. Художник в знаковом поле архаики // Губернские ведомости. 2004. № 33 (46).
- Нехвядович Л. И. Этнические традиции как основа художественного своеобразия современного искусства // Культурное наследие Сибири. 2013. № 14.
- Окладников А. П. Открытие Сибири. М.: Молодая гвардия, 1981.
- Окладникова Е. А. Петроглифы средней Катуни. Новосибирск, 1984.
- Пальчун М. И. Мифологические основания этноидентичности // «Свое» и «чужое» в культуре: сборник научных статей. Петрозаводск, 1998.
- Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991.
- Топоров В. Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010.
- Франкл Дж. Археология ума. М.: АСТ; Астрель, 2007.
- Хомушку О. М. Религиозный синкретизм у народов Саяно-Алтая: автореф. дисс. … д. филос. н. М., 2006.
- Чирков В. Ф. Архаических след в современном искусстве // «След-III»: каталог выставки. Новокузнецк, 2006.
- Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа / пер. И. М. Бакштейна // Искусствометрия: методы точных наук / сост. и ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петров. М., 2008.
- Эдоков В. И. Традиции и современность (Опыт изучения исторической и логической связи между народным и профессиональным искусством Горного Алтая) // Проблемы художественного наследия в искусстве советского и зарубежного Востока: сборник тезисов семинара искусствоведов (г. Краснодар, 29-30 мая 1990 г.). Красноярск, 1990.
- Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. А. А. Спектор. Мн., 2004.
- Breuil H. Un dessin de la grotte des Trois frères (Montesquieu-Avantès) Ariège // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1930. 74e année. N. 3.
- Clottes J., Lewis-Williams D. The Shamans of Prehistory: Trance and Magic in the Painted Caves. N. Y.: Harry N. Abrams, 1998.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 июня 2024.
- Опубликована: 25 июля 2024.
Ключевые слова
- современное искусство Сибири
- этно-мифологический мотив
- традиционная культура в современности
- художники Сибири
- мифологические образы
- contemporary art of Siberia
- ethno-mythological motif
- traditional culture in modern times
- artists of Siberia
- mythological images
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»