• Научная статья
  • 25 июля 2024
  • Открытый доступ

Этно-мифологический мотив как ресурс в современном изобразительном искусстве Сибири

Аннотация

В статье рассматривается влияние мифологических представлений коренных народов Сибири на формирование художественного образа в творчестве современных сибирских художников. Цель исследования – выявить роль и бытование этно-мифологического мотива в искусстве Сибири ХХI века. В статье кратко представлены основные этапы развития мотива в сибирском искусстве, рассмотрены наиболее часто используемые художниками образы, проведена их классификация. Научная новизна исследования обосновывается введением в научный оборот имен новых художников. В результате выявлено, что образная основа в ряде произведений связана с универсальной символикой, характерной для многих мировых культур; весомую часть составляют образы духов – хозяев местности, животных и антропоморфных изображений, присутствующих на памятниках неолитического искусства региона, в шаманской символике, этнические, мифологические представления народов сибирского региона, фольклорные тексты. Традиционная культура, таким образом, становится каркасом, на основе которого воплощается семантическое содержание произведений.

Источники

  1. Бабикова Т. В. Актуализация древнего мифа в современном изобразительном искусстве Сибири // Архаика и современное искусство. Голоса территорий: сборник материалов открытой дискуссионной кафедры / ООМИИ им. М. А. Врубеля, ГМИО. Омск, 2005.
  2. Бурнаков В. А. К вопросу о каменном изваянии Улуг Хуртуях Тас (из археологических материалов А. Х. Липского) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы годовой научной сессии института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2014. Т. XX.
  3. Виницкая Н. В. Мифологические образы Алтая и их интерпретация в изобразительном искусстве // Культурное наследие Сибири. 2020. Т. 6. № 24.
  4. Ергалиева Р. А. Зыблемость и незыблемость мира в трансформациях картины // Актуально об актуальном: сборник статей о современном искусстве / сост. Е. Малиновская. Алматы: ОО АИК, 2000.
  5. Кассирер Э. Миф и религия // Философские науки. 1991. № 7.
  6. Кичигина А. Г. Явление неоархаики в современном искусстве Сибири. В поисках определения // Омский научный вестник. 2007. № 1 (51).
  7. Лихацкая Л. Н. Метафорическая основа графического образа в иллюстрациях Сергея Дыкова // Художественная культура Сибири и Алтая. История и современность: сборник материалов научных конференций и семинаров 1998-2000 гг. Барнаул, 2001.
  8. Ломанова Т. М. Отражение сибирской идентичности в искусстве конца ХХ – начала XXI века // Культура и искусство. 2020. № 4.
  9. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
  10. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин, 1993.
  11. Маточкин Е. П. Искусство Горного Алтая: взгляд вглубь веков // Сибирский миф. Голоса территорий. Образы и символы архаических культур в современном творчестве: альбом-каталог / ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск, 2005.
  12. Муйтуева В. А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев: монография. Горно-Алтайск, 2004.
  13. Мурзина И. Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 29.
  14. Мысливцева Г. Ю. Художник в знаковом поле архаики // Губернские ведомости. 2004. № 33 (46).
  15. Нехвядович Л. И. Этнические традиции как основа художественного своеобразия современного искусства // Культурное наследие Сибири. 2013. № 14.
  16. Окладников А. П. Открытие Сибири. М.: Молодая гвардия, 1981.
  17. Окладникова Е. А. Петроглифы средней Катуни. Новосибирск, 1984.
  18. Пальчун М. И. Мифологические основания этноидентичности // «Свое» и «чужое» в культуре: сборник научных статей. Петрозаводск, 1998.
  19. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991.
  20. Топоров В. Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010.
  21. Франкл Дж. Археология ума. М.: АСТ; Астрель, 2007.
  22. Хомушку О. М. Религиозный синкретизм у народов Саяно-Алтая: автореф. дисс. … д. филос. н. М., 2006.
  23. Чирков В. Ф. Архаических след в современном искусстве // «След-III»: каталог выставки. Новокузнецк, 2006.
  24. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа / пер. И. М. Бакштейна // Искусствометрия: методы точных наук / сост. и ред. Ю. М. Лотман, В. М. Петров. М., 2008.
  25. Эдоков В. И. Традиции и современность (Опыт изучения исторической и логической связи между народным и профессиональным искусством Горного Алтая) // Проблемы художественного наследия в искусстве советского и зарубежного Востока: сборник тезисов семинара искусствоведов (г. Краснодар, 29-30 мая 1990 г.). Красноярск, 1990.
  26. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. А. А. Спектор. Мн., 2004.
  27. Breuil H. Un dessin de la grotte des Trois frères (Montesquieu-Avantès) Ariège // Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1930. 74e année. N. 3.
  28. Clottes J., Lewis-Williams D. The Shamans of Prehistory: Trance and Magic in the Painted Caves. N. Y.: Harry N. Abrams, 1998.

Информация об авторах

Герасименко Дарина Евгеньевна

Российский государственный университет им. Косыгина, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июня 2024.
  • Опубликована: 25 июля 2024.

Ключевые слова

  • современное искусство Сибири
  • этно-мифологический мотив
  • традиционная культура в современности
  • художники Сибири
  • мифологические образы
  • contemporary art of Siberia
  • ethno-mythological motif
  • traditional culture in modern times
  • artists of Siberia
  • mythological images

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)