• Эссе
  • 1 августа 2024
  • Открытый доступ

Об одной из магистралей творческих исканий. К 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке

Аннотация

Исходный тезис статьи состоит в утверждении того, что художественной магистралью творческих исканий композитора Альфреда Шнитке являлась техника полистилистики. В последующем рассмотрении этого феномена определяющими избираются понятия «эффект», как средства выразительности, предназначенные для создания какого-либо сильного впечатления, а также само создаваемое впечатление, и «аффект», как пассионарное воодушевление, испытываемое композитором в ходе использования полистилистики, и те параллели, которые возникают в ходе её использования. После обоснования категории «полистилистика» дальнейшее изложение нацелено на определение роли Шнитке в её обосновании и его лидирующей роли в разработке данной техники с раскрытием исторических горизонтов цитирования и аллюзийной символики (музыкальные стили Барокко, венские классики, культура XIX века, наиболее влиятельные предшественники Шнитке в искусстве ХХ века). Следующий затем обзор самых показательных образцов полистилистической практики Шнитке проводится под углом зрения выявления смысловых аспектов претворения возможностей данной техники, что подводит к выводу о стремлении композитора установить связь времён и реализовать присущее художественному мышлению второй половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.

Источники

  1. Булатов С. Новое слово об Альфреде Шнитке // Музыкант-классик. 2017. № 1-2.
  2. Вишневская Л. Два гения с берегов Волги // Музыка и время. 2017. № 11.
  3. Демченко А. Альфред Шнитке. Контексты и концепты. М.: Композитор, 2009.
  4. Демченко А. Рефлексы памяти генотипа Альфреда Шнитке // Память в искусстве и науке: сб. мат. конф. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2016.
  5. Денисов А. Безмолвные тайны Четвертой симфонии А. Шнитке // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: сб. мат. междунар. конф. Майкоп: Магарин О. Г., 2018. Вып. 3.
  6. Долматова М. Эмоции в музыке // Музыковедение. 2019. № 4.
  7. Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: Классика-XXI, 2005.
  8. Классен Н. Альфред Шнитке. Прошлое и настоящее в контексте современного искусства на примере жанра Сoncerto grosso // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: сб. статей по мат. всерос. науч.-практ. конф. Астрахань: Ин-т развития образования, 2016.
  9. Ковалевский Г. Киномузыка Альфреда Шнитке в контексте эволюции его творчества // Музыка в культурном пространстве Европы – России: монография / отв. ред. Н. А. Огаркова. СПб.: Российский институт истории искусств, 2014.
  10. Савенко С. Портрет художника в зрелости // Советская музыка. 1981. № 9.
  11. Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. М.: Композитор, 2008.
  12. Шнитке А. Статьи о музыке. М.: Композитор, 2004.
  13. Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. М., 2004.

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

д. иск., проф.

Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, г. Саратов

Информация о статье

Перевод статьи опубликован по инициативе автора. Первоисточник: Демченко А. И. Об одной из магистралей творческих исканий // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: по материалам IX Международного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» – «Science Forum Pan-Art IX» 22 февраля 2022 года. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2022. Т. 41. С. 128-161.

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 июня 2024.
  • Опубликована: 1 августа 2024.

Ключевые слова

  • творчество Альфреда Шнитке
  • полистилистика
  • эффект и аффект как феномены смыслового наполнения полистилистики
  • creative work of Alfred Schnittke
  • polystylistics
  • effect and affect as phenomena of the polystylistics content

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)