• Научная статья
  • 2 августа 2024
  • Открытый доступ

Проза Л. Добычина через призму эстетики постмодернизма

Аннотация

Цель исследования – обосновать тезис о том, что литературное творчество Л. Добычина – писателя 20-30-х годов XX века – во многих своих проявлениях может быть интерпретировано в терминах постмодернистской эстетики и соотнесено с ее основными принципами. В статье рассмотрены основополагающие принципы эстетики постмодерна и проанализированы формы и способы их реализации в прозе Л. Добычина. Научная новизна работы заключается в том, что автор попытался преодолеть противоречивость подходов и оценок творчества писателя со стороны исследователей, рассматривая результаты его литературной деятельности с позиций общих оснований постмодернистской философии и культуры. В результате исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на общепринятое мнение о принадлежности Л. Добычина к представителям русского авангарда, его творчество «преодолевает» пределы модернистской парадигмы и во многих своих проявлениях реализует принципы эстетики, сложившейся к концу XX столетия.

Источники

  1. Арьев А. Встречи с Л. (О Л. Добычине) // Новый мир. 1996. № 12.
  2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс. 1989.
  3. Ерофеев В. В. Поэтика Добычина, или Анализ забытого творчества // Ерофеев В. В. В лабиринтах проклятых вопросов. М.: Советский писатель, 1990.
  4. Каверин В. А. Добычин // Каверин В. А. Воспоминания. Статьи. Письма. СПб., 1996.
  5. Лейни Р. Н. «Приобретение перспектив» Л. Добычина и «Смена систем» Ю. Тынянова как элементы эстетики постмодернизма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2015. Т. 15. Вып. 4.
  6. Маньковская Н. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1.
  7. Московская Д. В поисках слова: странная проза 20-30-х годов // Вопросы литературы. 1999. Вып. 6.
  8. Попова З. А. Поэтика прозы Л. Добычина: нарратологический аспект: дисс. … к. филол. н. СПб., 2005.
  9. Радищева Е. С. Художественный мир прозы Л. И. Добычина: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2004.
  10. Степанов Н. Встречи с Лиз» Л. Добычина // Звезда. 1927. № 11.
  11. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
  12. Шеховцова Т. А. Проза Л. Добычина: маргиналии русского модернизма: монография. Харьков: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2009.
  13. Щеглов Ю. Заметки о прозе Добычина («Город Эн») // Русский авангард и Брянщина. Статьи, очерки, исследования / сост.: М. Белодубровский. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998.
  14. Kristeva J. Word, Dialogue and Novel // The Kristeva Reader / ed. by T. Moi. N. Y.: Columbia University Press, 1986.

Информация об авторах

Сычева Татьяна Михайловна

к. филос. н., доц.

Брянский государственный инженерно-технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июля 2024.
  • Опубликована: 2 августа 2024.

Ключевые слова

  • культура модерна и постмодерна
  • постмодернистская эстетика
  • ирония
  • плюрализм
  • интертекстуальность
  • принцип «нулевого письма»
  • маргинальность
  • травестирование
  • нарративная структура
  • modern and postmodern culture
  • postmodern aesthetics
  • irony
  • pluralism
  • intertextuality
  • the principle of "zero writing"
  • marginality
  • travesty
  • narrative structure

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)