• Научная статья
  • 2 сентября 2024
  • Открытый доступ

Жанровые метаморфозы в музыкально-драматических иллюстрациях А. В. Чайковского (2023) к поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша»

Аннотация

Цель исследования – выявление жанровой специфики в музыкально-драматических иллюстрациях А. В. Чайковского (2023) к поэме «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова. В статье анализируются жанровые истоки данного произведения. В орбите исследования оказываются такие жанровые явления, как музыкально-драматические иллюстрации, водевиль, комедия, также рассматривается влияние оперного жанра. Сочинение современного композитора впервые становится объектом изучения, чем и обусловливается научная новизна. В результате исследования определяется влияние на произведение А. В. Чайковского литературного источника, поэмы М. Ю. Лермонтова. Однако акцентирование смехового дискурса, проявляемого в первую очередь посредством различных аллюзий, в особенности музыкального плана, приводит к жанровым метаморфозам в музыкально-драматических иллюстрациях: через комические характеристики постепенно проявляется драматическая сущность магистрального художественного образа произведения.

Источники

  1. Бородин Б. Б. Комическое в музыке: монография. М.: Композитор, 2004.
  2. Горячева Т. А. Комическое в музыке: история понимания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 4. Т. 1.
  3. Дубровская С. А. От «Арзамаса» до Гоголя: смеховое слово в пространстве русской литературы 1810-х – начала 1840-х годов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2018.
  4. Дубровская С. А. Смеховое слово в русском литературном сознании 1810-х – начала 1840-х гг. (проблемы теории, истории, поэтики): автореф. дисс. … д. филол. н. Казань, 2019.
  5. Кривицкая Е. Д. Александр Чайковский: «Тамбовская казначейша» – это путешествие в эпоху Лермонтова. Александр Чайковский о работе над «Тамбовской казначейшей» // Музыкальная жизнь. 2023а. № 9.
  6. Кривицкая Е. Д. Домра. Молодость. Талант: в Тамбове состоялся четвертый фестиваль PRIMA DOMRA // Музыкальная жизнь. 2023b. № 9.
  7. Мануйлов В. А. Тамбовская казначейша // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1981.
  8. Сербул М. Н., Соровегина М. Н. Лёгкая комедия и водевиль 1810-1820-х гг.: проблема генезиса жанра и героя // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 90.
  9. Цукер А. М. Особенности музыкального гротеска // Советская музыка. 1969. № 10.
  10. Шахматова Т. С. «Водевильное поветрие» в русской литературе XIX века // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. Кн. 6.
  11. Юрченко Т. Г. 2019.04.018. Дубровская С. А. От «Арзамаса» до Гоголя: смеховое слово в пространстве русской литературы 1810-х – начала 1840-х годов. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2018. – 252 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2019. № 4.

Информация об авторах

Ромашкова Ольга Николаевна

к. иск., доц.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова

Сорокина Екатерина Александровна

к. иск., доц.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 июля 2024.
  • Опубликована: 2 сентября 2024.

Ключевые слова

  • музыкально-драматические иллюстрации
  • трактовка жанра
  • проявление комического в музыке
  • воплощение литературного источника
  • трагедия маленького человека
  • musical-dramatic illustrations
  • genre interpretation
  • manifestation of the comic in music
  • embodiment of a literary source
  • tragedy of the “little man”

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)