• Научная статья
  • 24 сентября 2024
  • Открытый доступ

Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть I

Аннотация

Статья представляет собой первую часть исследования, в котором предпринята попытка фиксировать в истории подъемы и спады в эмоциональной жизни общества, причем в коллективных формах. Поэтому автор преимущественно приводит примеры из зрелищных форм художественной жизни, в частности театра. До определенного времени такой предмет фиксировали исключительно историки искусства, исследуя имеющиеся в истории искусства единичные факты. При этом их узкая специализация приводила к тому, что эмоциональная жизнь соотносилась исключительно с универсальными художественными стилями (готика, классицизм, барокко и т. д.). Никакой другой теории в этом смысле не существовало. Возникновение таких наук, как антропология и социальная психология, позволяет разрозненные факты, собранные искусствоведами, привести в систему. Приблизительно с ХIХ века, когда формируется массовое общество, эмоциональная жизнь начинает представать в формах, смысл которых свести к художественным стилям невозможно. Кроме того, причины сдвига в эмоциональной жизни, происходящего под воздействием урбанизации, связаны уже не только с художественными факторами. Однако же функционирование искусства они начинает заметно определять. Эти причины находятся вне искусства, но при этом на искусство влияют. Наблюдения над искусством позволяют осмыслять определенную логику в спадах и подъемах эмоциональной жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. Также причины этого находили и в биологии.

Источники

  1. Бахман-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
  2. Бердяев Н. Евразийцы // Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. М.: Эксмо, 2007.
  3. Винкельман И. История искусства древности. М.: ОГИЗ. ИЗОГИЗ, 1933.
  4. Зорин А. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца ХVIII – начала ХIХ века. М.: Новое литературное обозрение, 2016.
  5. Каннети Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997.
  6. Лоренц К. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008.
  7. Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков – М.: Фолио; АСТ, 2000.
  8. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2.
  9. Плампер Я. История эмоций. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
  10. Российская империя чувств: подходы к культурной истории эмоций / под ред. Я. Плампера, Ш. Шахадат, М. Эли. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
  11. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.
  12. Смит Р. Человек между биологией и культурой. 2003. https://ethology.ru/library/?id=38
  13. Сорокин П. Листки из русского дневника. Социология революции. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2015.
  14. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.
  15. Шеллинг Ф. Философия мифологии: в 2 т. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского университета, 2013. Т. 1. Введение в философию мифологии.

Информация об авторах

Хренов Николай Андреевич

д. филос. н., проф.

Государственный институт искусствознания, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 сентября 2024.
  • Опубликована: 24 сентября 2024.

Ключевые слова

  • эмоция как ценность
  • художественные стили
  • история искусства
  • история эмоций
  • К. Лоренц
  • О. Шпенглер
  • М. Нордау
  • Л. Февр
  • Я. Плампер
  • emotion as a value
  • artistic styles
  • art history
  • history of emotions
  • K. Lorenz
  • O. Spengler
  • M. Nordau
  • L. Febvre
  • J. Plamper

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)