• Научная статья
  • 24 октября 2024
  • Открытый доступ

Воспитательный потенциал театральной деятельности в формировании личности ребенка

Аннотация

Целью исследования является обобщение и систематизация сведений о воспитательном потенциале театральной деятельности в формировании личности ребенка. В статье отражены наиболее эффективные и доступные для применения методы театральной педагогики, имеющие личностно-формирующее свойство, а также приемы, обладающие воспитательными и развивающими функциями. Театральная деятельность рассмотрена как инструмент духовно-нравственного, социально-культурного и художественно-эстетического воспитания личности. Ее преимуществами по сравнению с традиционными формами воспитательной работы являются зрелищность и эстетическая привлекательность; эмоциональность и возможность переживания катарсиса; синкретизм воспитательного и развивающего компонентов; интерактивный характер; разнообразие используемых приемов и технологий. В результате исследования выявлено, что театральная деятельность в полной мере отвечает возрастным потребностям детей и подростков, обладает высокой способностью к адаптации, что делает возможным ее использование в рамках урочной и внеурочной деятельности. Воспитательный потенциал театральной деятельности высок, он способствует полноценному и гармоничному формированию и развитию личности ребенка.

Источники

  1. Аствацатуров Г. О., Беспалов Д. В., Донцов Д. А., Лукьянченко Н. В., Мазниченко М. А., Мирошкина М. Р., Перминова Л. М., Резапкина Г. В., Рыженко С. К., Сычев В. А., Умняшова И. Б., Уткин И. В., Федоров А. В. Результаты обсуждения статьи Е. О. Пятакова и Д. Н. Райко «Метод исторических параллелей как способ мышления…» // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14. № 1.
  2. Богослова Е. Г. Значение театральной педагогики в развитии творческих способностей обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3 (28).
  3. Бойко Э. Р. Воспитательный потенциал самодеятельного школьного театра // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43).
  4. Брянцев А. А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма / вступ. ст. А. Н. Гозенпуда; коммент. А. А. Брянцева, А. Н. Гозенпуда. М.: Всерос. театр. о-во, 1979.
  5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок / под ред. проф. Н. А. Ветлугиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1972.
  6. Губанова Я. Н. Формирование художественного вкуса посредством театрального творчества // Баландинские чтения. 2019. Т. 14. № 1.
  7. Дроздов Н. А. Педагогические идеи А. А. Брянцева в период реформирования советской школы (1920-е годы) // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-268-277
  8. Ершов П. М. Технология актерского искусства: очерки. М.: Всерос. театр. о-во, 1959.
  9. Ершова А. П., Букатов В. М. Театральные подмостки школьной дидактики. История социоигровой педагогики, драмогерменевтика. М., 1994.
  10. Зельцер С. Д. Александр Александрович Брянцев. М.: ВТО, 1962.
  11. Камаева Г. И. Театрализованная игра и ее влияние на старшеклассников: автореф. дисс. … к. пед. н. Л., 1983.
  12. Кислова О. Н. Детский музыкальный фольклор в культуре России XVIII-XIX вв.: дисс. … к. иск. Саранск, 2022.
  13. Козловский В. И. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии: дисс. … к. пед. н. М., 1998.
  14. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  15. Островский А. Н. Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время. 1881. https://ru.wikisource.org/wiki/Записка_о_положении_драматического_искусства_в_России_в_настоящее_время_(Островский)
  16. Сереброва Е. А. «Этюдный метод» Станиславского – способ воспитания актёра. Диалоги о педагогических возможностях и парадоксах метода // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2014. № 2.
  17. Станиславский К. С. Работа актера над собой: в 2 ч. 2024. Ч. 1. https://urait.ru/bcode/538865
  18. Стануэ Г. Д. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства: автореф. дисс. … к. пед. н. Улан-Удэ, 2007.
  19. Стрелков Д. Л. Детский театр как среда воспитания творческих интересов подростков: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2004.
  20. Фильченкова А. Д., Толстенева А. А. Исторический аспект развития школьных театров // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 2 (43). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-6
  21. Шевелева Н. Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М.: Просвещение, 1974.
  22. Ширяева В. Г. Самодеятельный школьный театр: пособие для рук. театр. коллективами школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

Информация об авторах

Кислова Оксана Николаевна

к. иск.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Казанцева Галина Алексеевна

к. пед. н.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Ковкина Инна Вульфовна

к. пед. н.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 сентября 2024.
  • Опубликована: 24 октября 2024.

Ключевые слова

  • воспитательный потенциал
  • театральная деятельность
  • творческие способности
  • личность ребенка
  • educational potential
  • theatrical activity
  • creative abilities
  • child’s personality

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)