Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть II
Аннотация
Данная статья является второй частью публикации: Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть I // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 3. В этой части автором также предпринимается попытка фиксировать в истории подъемы и спады в эмоциональной жизни общества, причем в коллективных формах, с этой целью в работе приводятся примеры из зрелищных форм художественной жизни, в частности театра. Автор фокусируется на следующих вопросах: эмансипация эмоций в художественных формах – анализируются факторы, способствовавшие этому процессу, эмоции представлены как доминирующий элемент и как подчиненное стилю слагаемое. Далее в работе рассмотрена эпоха романтизма как ранняя стадия эмансипации эмоционального выражения и зарождения отношения к эмоции как к самоценности. Итоговый раздел статьи посвящен новой культурной ситуации XIX века, характеризующейся перенасыщением эмоций как Вызовом.
Источники
- А. К. Русская драма во Франции // Театр и искусство. 1887. № 33.
- Алперс Б. Театральные очерки: в 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 2.
- Бердяев Н. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.
- Берковский Н. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.
- Блок А. Собрание сочинений: в 8 т. М. – Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. Т. 8. Письма. 1998-1921.
- Вацуро В. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение, 2002.
- Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома; Новатор, 1996.
- Игнатов И. Театр и зрители. М.: Задруга, 1916. Ч. 1. Первая половина ХIХ века.
- История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье. М.: Издательство ФАИР, 2008.
- Купцова О. «Экзажерация чувств»: особенности эмоциональных реакций русской театральной публики 1830-1840-х годов // Российская империя чувств: подходы к культурной истории эмоций / под ред. Я. Плампера, Ш. Шахадат и М. Эли. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
- Лессинг Г. Гамбургская драматургия. М. – Л.: Academia, 1936.
- Лоренц К. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008.
- Лосев А. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. М.: Искусство, 1992. Кн. 1.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1992.
- Писемский А. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Библиотека «Огонек»; Правда, 1959. Т. 7.
- Плампер Я. История эмоций. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
- Пыляев М. Старая Москва. Рассказ из былой жизни первопрестольной столицы. М.: Московский рабочий, 1990.
- Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: в 2 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. Т. 1.
- Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.
- Соловьев В. Собрание сочинений: в 10 т. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1913. Т. 9.
- Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.
- Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Канон Плюс, 2015.
- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Республика, 1994.
- Хренов Н. Искусство в ситуации культурологического поворота: методологические поиски. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2024.
- Ярцев П. Петербургский театр // Театр и искусство. 1904. № 2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 ноября 2024.
- Опубликована: 13 декабря 2024.
Ключевые слова
- классицизм
- романтизм
- история эмоций
- эмансипация эмоций
- театр XIX века
- И. Игнатов
- Я. Плампер
- Classicism
- Romanticism
- history of emotions
- emancipation of emotions
- 19th-century theatre
- I. Ignatov
- J. Plamper
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»