• Научная статья
  • 13 января 2025
  • Открытый доступ

Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть III

Аннотация

Данная статья является продолжением публикаций: Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть I // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 3; Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть II // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 4. В этой части автор продолжает фиксировать в истории подъемы и спады в эмоциональной жизни общества. Наблюдения над искусством позволяют осмыслять определенную логику в спадах и подъемах эмоциональной жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. Но причины этого находили в биологии. Так, Н. Васильев в истории эмоций выделяет две фазы – истерическую и неврастеническую. Если истерическая фаза им связывается с недостатком эмоциональных впечатлений, то неврастеническая фаза, начинающаяся в городах на рубеже ХIХ-ХХ веков, – с перенасыщением эмоциями. Это обстоятельство влияет на рецепцию искусства, способствуя возникновению и распространению массовой культуры, функционирование которой с универсальными художественными стилями не соотносится. Стремясь выявить эту новую логику уже на других уровнях, автор, опираясь на идеи Н. Васильева, прибегает к параллели между культурой Европы ХIХ-ХХ веков, с одной стороны, и эллинистической культурой античности, с другой. Развертывающиеся в античности вместе с ростом городского населения сдвиги и последствия влияния этих сдвигов на эмоциональную жизнь позволяют точнее осмыслить и разные формы выражения эмоций в городской культуре. Это обстоятельство позволяет глубже проанализировать ту ситуацию, что возникает в европейской и русской культуре уже в ХIХ веке, которая известна как ситуация декаданса. Однако данная проблема обращает на себя внимание в наше время – в частности, проводится анализ некоторых фильмов позднесоветского кинематографа («Скорбное бесчувствие» А. Сокурова (1987), «Астенический синдром» К. Муратовой (1989)).

Источники

  1. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 2.
  2. Васильев Н. Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорией истощения народов и человечества // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1921. Т. ХХХI. Вып. 1-4.
  3. Гюисманс Ж.-К. Наоборот. Изд-е 2-е. М.: Типография В. М. Саблина, 1909.
  4. Гюисманс Ж.-К. Наоборот: три символистских романа / сост. и послесл. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1995.
  5. Денди Древнего Рима // Московский наблюдатель. 1836. Т. 9. № 12.
  6. Иванов И. О современной неврастении и старом героизме // Театр и искусство. 1899. № 49.
  7. Кемпинский А. Меланхолия. СПб.: Наука, 2002.
  8. Козырев А. Соловьев и гностики. М.: Издатель Савин С. А., 2007.
  9. Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков – М.: Фолио; АСТ, 2000.
  10. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1992.
  11. Мережковский Д. Л. Полное собрание сочинений: в 24 т. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1914. Т. ХIХ.
  12. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995.
  13. Молодая пресс-студия на Большой Никитской (Подборка материалов) // Театр. 1989. № 11.
  14. Муратова К. О фильме «Астенический синдром» // История отечественного кино. Хрестоматия. М.: Канон-Плюс, 2011.
  15. Петроний Арбитр. Сатирикон / пер. под ред. Б. И. Ярхо. М.: Вся Москва, 1990.
  16. Попов А. Советский декаданс. 29.04.2020. https://filmnavi.ru/1986/skorbnoe-beschuvstvie
  17. Римские стоики: Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М.: Республика, 1995.
  18. Россов Н. Толпа и театр // Рампа и жизнь. 1915. № 25.
  19. Руднев В. Деперсонализация и реперсонализация (на материале пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» и фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие») // Культура и искусство. 2015. № 4 (28).
  20. Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. М.: АСТ, 2007.
  21. Стейнберг М. Меланхолия Нового времени: дискурс о социальных эмоциях между двумя революциями // Российская империя чувств. Подходы к культурной истории эмоций / под ред. Я. Плампера, Ш. Шахадат, М. Эли. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
  22. Фомин В. «Полка». Документы. Свидетельства. Комментарии. М.: НИИ Киноискусства, 1992.
  23. Фомин В. В поисках утерянного кода национальной школы в советском и русском кино // Искусство советского времени: между официозом и подпольем / отв. ред. Н. А. Хренов, В. Д. Эвалльё, Е. В. Дуков, Е. В. Сальникова. М.: Канон-Плюс, 2025.
  24. Фрейд З. Скорбь и меланхолия // Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.
  25. Шоу Б. Полное собрание пьес: в 6 т. М.: Искусство, 1980. Т. 4.
  26. Ямпольский М. Муратова. Опыт киноантропологии. СПб.: Сеанс, 2008.
  27. Экран и сцена. 1990. 11 января. № 2.

Информация об авторах

Хренов Николай Андреевич

д. филос. н., проф.

Государственный институт искусствознания, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 декабря 2024.
  • Опубликована: 13 января 2025.

Ключевые слова

  • искусство рубежа ХХ-ХХI веков
  • античный декаданс
  • европейский декаданс
  • Петроний
  • Федерико Феллини
  • Кира Муратова
  • Александр Сокуров
  • art at the turn of the 20th and 21st centuries
  • ancient decadence
  • European decadence
  • Petronius
  • Federico Fellini
  • Kira Muratova
  • Alexander Sokurov

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)