• Научная статья
  • 17 января 2025
  • Открытый доступ

Музей педагогического университета как методический центр по формированию исторической памяти и воспитанию гражданственности у обучающихся общеобразовательной школы

Аннотация

Цель исследования – выявление потенциала музея педагогического университета в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса и методическом сопровождении их деятельности, направленной на формирование исторической памяти и гражданственности у обучающихся образовательных организаций Российской Федерации (в частности, общеобразовательной школы). В статье на примере Историко-краеведческого музея Алтайского государственного педагогического университета рассмотрена деятельность музея образовательной организации высшего образования как центра по формированию исторической памяти и гражданственности обучающихся, показана практика организации методической работы и выстраивания социальной коммуникации между субъектами образовательного процесса в рамках технологии проектирования и проведения тематических (внеурочных) событий. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые обобщен опыт методической деятельности Историко-краеведческого музея Алтайского государственного педагогического университета, выявлены условия создания и функционирования методического центра для субъектов образовательного процесса на базе вузовского музея. В результате исследования авторы приходят к выводу о перспективности определения роли музея педагогического университета как методического центра в рамках межинституционального взаимодействия (школа – школьный музей – музей вуза). Отмечают, что данная практика обладает ярко выраженной мультидисциплинарностью, сочетая в себе просветительский и научно-исследовательский компоненты с деятельностью по формированию исторической памяти и гражданственности обучающихся.

Источники

  1. Абдушукурова И. К. Роль и место семьи в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи // Вопросы науки и образования. 2018. № 8 (20).
  2. Абрамкина С. Г., Кулиш В. В., Матвеева Н. А., Люля Н. В., Рыжикова Л. А., Головеева Л. Ю. Концептуальные основания формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодёжи в организации внеурочной воспитательной работы в школе / науч. ред. В. В. Кулиш. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022.
  3. Акимова А. А., Гамзаева Г. Ш., Казакбиева О. И. Историческая память: общественно-исторический анализ механизмов ее функционирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2022. № 2.
  4. Божченко О. А. Музей в формировании исторической памяти: автореф. дисс. … к. культ. СПб., 2012.
  5. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4.
  6. Воробьева С. В. Историческая память как условие формирования гражданственности и патриотизма в системе высшего образования Беларуси // Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти в системе высшего образования Беларуси: современное состояние и перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Минск, 12-13 мая 2022 г.). Мн.: Белорусский государственный экономический университет, 2022.
  7. Головченко Н. Н., Грибанова Н. С., Вайцель Д. Э. Опыт разработки археологического мультимедийного контента для студентов педагогических университетов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023. Т. 22. № 5.
  8. Головченко Н. Н., Труевцева О. Н. Иммерсивные технологии в популяризации археологического наследия Новотроицкого некрополя // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. № 7.
  9. Грибанова Н. С. Деятельность историко-краеведческого музея АлтГПА (БГПУ) в 1992-2010 гг. // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2010 г.: археология, этнография, устная история: материалы VII региональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию лаборатории исторического краеведения (г. Барнаул, 25-26 ноября 2010 г.). Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. Вып. 7.
  10. Грибанова Н. С., Головченко Н. Н., Труевцева О. Н. Использование мультимедийных ресурсов в историко-просветительной работе музея образовательной организации: учеб.-метод. пособие. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022.
  11. Грусман В. М. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8. № 35.
  12. Дмитриева М. Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества: дисс. … к. соц. н. М., 2006.
  13. Интеграция ресурсов мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история» в современное образовательное пространство: организационные условия реализации и основные результаты прикладной НИР / науч. ред. Н. А. Матвеева. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022.
  14. Каулен М. Е., Черкаева О. Е., Чувилова И. В. Роль музеев в формировании исторического сознания // Культурологический журнал. 2011. № 6.
  15. Кулиш В. В. Историческая память молодёжи как фактор социальной безопасности современного российского общества // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы V международной научно-практической конференции (г. Новокузнецк, 02-03 декабря 2021 г.). Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2021.
  16. Кулиш В. В., Матвеева Н. А. Функционирование исторической памяти учащейся молодежи: монография. Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2014.
  17. Мазур Л. Н. Музей в системе исторического образования: проблемы и перспективы // Историческое прошлое в гуманитарных исследованиях и образовательной практике: сборник материалов международной интерконференции (г. Новосибирск, 22-25 марта 2023 г.). Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023.
  18. Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 3 (117).
  19. Подласый И. П. Педагогика: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2009.
  20. Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. 2014. № 2 (10).
  21. Современное российское студенчество: историческая память о Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Учебно-методического центра Уральского педагогического института, 2011.
  22. Чесняк М. Г. Гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики: дисс. … к. пед. н. Ставрополь, 2006.
  23. Шулепова Э. А. Историческая память в контексте культурного наследия // Культура памяти: сборник научных статей. М.: Древлехранилище, 2003.

Финансирование

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе формирования исторической памяти и гражданственности школьников» (государственное задание № 073-00014-24-06 от 31.10.2024 г.).

Информация об авторах

Головченко Николай Николаевич

к. ист. н.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Грибанова Наталья Святославна

к. ист. н.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 декабря 2024.
  • Опубликована: 17 января 2025.

Ключевые слова

  • формирование исторической памяти
  • формирование гражданственности
  • образовательное событие
  • внеурочная деятельность
  • Историко-краеведческий музей Алтайского государственного педагогического университета
  • formation of historical memory
  • formation of citizenship
  • educational event
  • extracurricular activities
  • Museum of Local History of Altai State Pedagogical University

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)