Pedagogical university museum as a methodological center for the formation of historical memory and the education of citizenship among students of secondary schools
Abstract
The purpose of the study is to identify the potential of a pedagogical university museum in organizing the interaction of subjects of the educational process and methodological support of their activities aimed at the formation of historical memory and citizenship among students of educational organizations of the Russian Federation (in particular, secondary schools). Using the example of the Museum of Local History of Altai State Pedagogical University, the article examines the activities of the museum of an educational organization of higher education as a center for the formation of historical memory and citizenship of students, shows the practice of organizing methodological work and building social communication between subjects of the educational process within the framework of the technology of designing and conducting thematic (extracurricular) events. The scientific novelty of the research consists in the fact that for the first time the experience of methodological activity of the Museum of Local History of the Altai State Pedagogical University is generalized, the conditions of creation and functioning of the methodological center for subjects of educational process on the basis of the university museum are revealed. As a result of the study, the authors come to the conclusion that it is promising to define the role of the pedagogical university museum as a methodological center within the framework of interinstitutional interaction (school – school museum – university museum). It is noted that this practice has a pronounced multidisciplinary nature, combining educational and research components with activities aimed at the formation of historical memory and citizenship of students.
References
- Абдушукурова И. К. Роль и место семьи в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи // Вопросы науки и образования. 2018. № 8 (20).
- Абрамкина С. Г., Кулиш В. В., Матвеева Н. А., Люля Н. В., Рыжикова Л. А., Головеева Л. Ю. Концептуальные основания формирования исторической памяти и гражданственности детей и молодёжи в организации внеурочной воспитательной работы в школе / науч. ред. В. В. Кулиш. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022.
- Акимова А. А., Гамзаева Г. Ш., Казакбиева О. И. Историческая память: общественно-исторический анализ механизмов ее функционирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2022. № 2.
- Божченко О. А. Музей в формировании исторической памяти: автореф. дисс. … к. культ. СПб., 2012.
- Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4.
- Воробьева С. В. Историческая память как условие формирования гражданственности и патриотизма в системе высшего образования Беларуси // Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти в системе высшего образования Беларуси: современное состояние и перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Минск, 12-13 мая 2022 г.). Мн.: Белорусский государственный экономический университет, 2022.
- Головченко Н. Н., Грибанова Н. С., Вайцель Д. Э. Опыт разработки археологического мультимедийного контента для студентов педагогических университетов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023. Т. 22. № 5.
- Головченко Н. Н., Труевцева О. Н. Иммерсивные технологии в популяризации археологического наследия Новотроицкого некрополя // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. № 7.
- Грибанова Н. С. Деятельность историко-краеведческого музея АлтГПА (БГПУ) в 1992-2010 гг. // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2010 г.: археология, этнография, устная история: материалы VII региональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию лаборатории исторического краеведения (г. Барнаул, 25-26 ноября 2010 г.). Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. Вып. 7.
- Грибанова Н. С., Головченко Н. Н., Труевцева О. Н. Использование мультимедийных ресурсов в историко-просветительной работе музея образовательной организации: учеб.-метод. пособие. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022.
- Грусман В. М. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8. № 35.
- Дмитриева М. Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества: дисс. … к. соц. н. М., 2006.
- Интеграция ресурсов мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история» в современное образовательное пространство: организационные условия реализации и основные результаты прикладной НИР / науч. ред. Н. А. Матвеева. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022.
- Каулен М. Е., Черкаева О. Е., Чувилова И. В. Роль музеев в формировании исторического сознания // Культурологический журнал. 2011. № 6.
- Кулиш В. В. Историческая память молодёжи как фактор социальной безопасности современного российского общества // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы V международной научно-практической конференции (г. Новокузнецк, 02-03 декабря 2021 г.). Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2021.
- Кулиш В. В., Матвеева Н. А. Функционирование исторической памяти учащейся молодежи: монография. Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2014.
- Мазур Л. Н. Музей в системе исторического образования: проблемы и перспективы // Историческое прошлое в гуманитарных исследованиях и образовательной практике: сборник материалов международной интерконференции (г. Новосибирск, 22-25 марта 2023 г.). Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023.
- Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 3 (117).
- Подласый И. П. Педагогика: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2009.
- Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. 2014. № 2 (10).
- Современное российское студенчество: историческая память о Великой Отечественной войне и формирование патриотизма и гражданственности / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Учебно-методического центра Уральского педагогического института, 2011.
- Чесняк М. Г. Гражданское воспитание старшеклассников средствами музейной педагогики: дисс. … к. пед. н. Ставрополь, 2006.
- Шулепова Э. А. Историческая память в контексте культурного наследия // Культура памяти: сборник научных статей. М.: Древлехранилище, 2003.
Funding
The publication was prepared with the financial support of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the implementation of the state assignment for the realization of applied research on the topic “Interaction of Participants in Educational Relations in the Process of Forming Historical Memory and Citizenship of Schoolchildren” (state assignment No. 073-00014-24-06 dated 31.10.2024).
Author information
About this article
Publication history
- Received: December 6, 2024.
- Published: January 17, 2025.
Keywords
- формирование исторической памяти
- формирование гражданственности
- образовательное событие
- внеурочная деятельность
- Историко-краеведческий музей Алтайского государственного педагогического университета
- formation of historical memory
- formation of citizenship
- educational event
- extracurricular activities
- Museum of Local History of Altai State Pedagogical University
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC