Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть IV
Аннотация
Данная статья является продолжением публикаций: Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть I // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 3; Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть II // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 4; Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть III // Pan-Art. 2025. Т. 5. Вып. 1. В этой части рассматривается переход от «истерической» к «неврастенической» фазе в истории эмоций. Большое внимание уделяется идеям Н. Васильева, М. Нордау. Рассматриваются такие явления, как вырождение, декаданс, духовный прогресс и духовный регресс, упадок искусства. Приводится биологическая интерпретация культурных процессов. В статье даются характеристики истерической и неврастенической фаз, определяется их связь с городским и сельским образом жизни. Поднимается вопрос исчезновения цивилизаций. Подробно рассмотрена проблема вырождения римской цивилизации, проводятся параллели между этим явлением и падением Российской империи. Также автор исследует вопрос отсутствия новых направлений и течений искусства в наше время. Рассматриваются процессы, происходящие в сфере театра, начиная с античности. Определяется влияние цирка на театр и кинематограф. Опираясь на исследование истории древних цивилизаций, автор предпринимает попытку выяснить причины и признаки вырождения культуры, а также найти ответ на вопрос, каким способом можно избежать регресса.
Источники
- Арто А. Театр и его двойник. СПб. – М.: Симпозиум, 2000.
- Васильев Н. Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорией истощения народов и человечества // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1921. Т. ХХХI. Вып. 1-4.
- Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М.: Типо-литография русского товарищества печатного и издательского дела, 1909.
- Додонов Б. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
- Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.
- Козинцев Г. Собрание сочинений: в 5 т. Л.: Искусство, 1983. Т. 2.
- Лоренц К. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008.
- Нордау М. Вырождение. СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1894.
- Толстой Л. Собрание сочинений: в 20 т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 15.
- Трубочкин Д. «Все в порядке! Старец пляшет…»: Римская комедия плаща в действии. М.: ГИТИС, 2005.
- Форрегер Н. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7.
- Якубик А. Истерия: Методология. Теория. Психопатология. М.: Медицина, 1982.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 мая 2025.
- Опубликована: 20 мая 2025.
Ключевые слова
- истерическая фаза культуры
- неврастеническая фаза культуры
- вырождение цивилизаций
- духовный прогресс
- духовный регресс
- упадок искусства
- hysterical phase of culture
- neurasthenic phase of culture
- degeneration of civilizations
- spiritual progress
- spiritual regression
- decline of art
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»