• Научная статья
  • 20 мая 2025
  • Открытый доступ

Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть IV

Аннотация

Данная статья является продолжением публикаций: Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть I // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 3; Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть II // Pan-Art. 2024. Т. 4. Вып. 4; Хренов Н. А. Искусство рубежа ХХ-ХХI веков в контексте повторяющихся эпох: новая чувствительность в художественной сфере как вызов. Часть III // Pan-Art. 2025. Т. 5. Вып. 1. В этой части рассматривается переход от «истерической» к «неврастенической» фазе в истории эмоций. Большое внимание уделяется идеям Н. Васильева, М. Нордау. Рассматриваются такие явления, как вырождение, декаданс, духовный прогресс и духовный регресс, упадок искусства. Приводится биологическая интерпретация культурных процессов. В статье даются характеристики истерической и неврастенической фаз, определяется их связь с городским и сельским образом жизни. Поднимается вопрос исчезновения цивилизаций. Подробно рассмотрена проблема вырождения римской цивилизации, проводятся параллели между этим явлением и падением Российской империи. Также автор исследует вопрос отсутствия новых направлений и течений искусства в наше время. Рассматриваются процессы, происходящие в сфере театра, начиная с античности. Определяется влияние цирка на театр и кинематограф. Опираясь на исследование истории древних цивилизаций, автор предпринимает попытку выяснить причины и признаки вырождения культуры, а также найти ответ на вопрос, каким способом можно избежать регресса.

Источники

  1. Арто А. Театр и его двойник. СПб. – М.: Симпозиум, 2000.
  2. Васильев Н. Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорией истощения народов и человечества // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1921. Т. ХХХI. Вып. 1-4.
  3. Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М.: Типо-литография русского товарищества печатного и издательского дела, 1909.
  4. Додонов Б. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
  5. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.
  6. Козинцев Г. Собрание сочинений: в 5 т. Л.: Искусство, 1983. Т. 2.
  7. Лоренц К. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008.
  8. Нордау М. Вырождение. СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1894.
  9. Толстой Л. Собрание сочинений: в 20 т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 15.
  10. Трубочкин Д. «Все в порядке! Старец пляшет…»: Римская комедия плаща в действии. М.: ГИТИС, 2005.
  11. Форрегер Н. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7.
  12. Якубик А. Истерия: Методология. Теория. Психопатология. М.: Медицина, 1982.

Информация об авторах

Хренов Николай Андреевич

д. филос. н., проф.

Государственный институт искусствознания, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 мая 2025.
  • Опубликована: 20 мая 2025.

Ключевые слова

  • истерическая фаза культуры
  • неврастеническая фаза культуры
  • вырождение цивилизаций
  • духовный прогресс
  • духовный регресс
  • упадок искусства
  • hysterical phase of culture
  • neurasthenic phase of culture
  • degeneration of civilizations
  • spiritual progress
  • spiritual regression
  • decline of art

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)