• Научная статья
  • 10 октября 2025
  • Открытый доступ

Спектакль Мейерхольда «Дама с камелиями» глазами его критиков

Аннотация

Цель исследования – выявить и объяснить механизмы, с помощью которых театральное произведение легитимировалось или делегитимировалось в условиях идеологического давления советского тоталитарного общества середины 1930-х годов, на примере критического дискурса вокруг спектакля Всеволода Мейерхольда «Дама с камелиями» (1934). В статье систематизированы и интерпретированы критические отзывы, опубликованные в советской периодике 1934-1935 гг., привлечены архивные материалы. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на материале театральной критики 1930-х годов продемонстрировано, как эстетические суждения о спектакле трансформировались в инструменты политической борьбы, а художественные особенности постановки (импрессионистская стилистика, визуальная метафоричность, психологизм) интерпретировались как признаки идеологической враждебности. Указанное позволяет рассматривать критический дискурс не просто как отклик на спектакль, а как индикатор глубокого культурно-политического конфликта, предвосхитившего трагическую судьбу театра Мейерхольда. В результате исследования установлено, что поляризованная реакция критиков на постановку отражала не только эстетические разногласия, но и фундаментальный конфликт между художественной автономией и политическим заказом. Спектакль, воспринятый как «тотальный художественный мир», оказался принципиально несовместим с эстетикой социалистического реализма, требовавшей идеологической ясности и прямолинейности, что и сделало его символом этого конфликта.

Материалы исследования

  1. Бассехес А. Партитура художника // Советское искусство. 1934. № 19.
  2. Березарк И. «Дама с Камелиями» // Утренняя Красная газета. 1934. № 94.
  3. Бескин Э. Дама с камелиями // Рабочая Москва. 1934. № 69.
  4. Вишневский В. С. После спектакля // Литературная газета. 1934. № 42.
  5. Гвоздев А. А. Театральная критика // Ленинградская правда. 1934. № 14.
  6. Гебров А. М. Первое впечатление // Красная газета. 1934. № 66.
  7. Гладков А. Л. О Корнее Гуке и «Театральной декаде» // Советское искусство. 1934. № 18.
  8. Добин Е. Дама с камелиями // Ленинградская правда. 1934. № 50.
  9. Ильф И., Петров Е., Катаев В. Письмо в редакцию газеты «Правда» // Правда. 1934. № 72.
  10. Качалов В. И. Новые роли // Советское искусство. 1934. № 51.
  11. Луначарский А. В. О театре и драматургии: западноевропейский театр. М.: Искусство, 1958.
  12. Никулин Л. Дама с камелиями // Правда. 1934a. № 89.
  13. Никулин Л. Заметки читателя // Литературная газета. 1934b. № 44.
  14. Нилов В. Литературный комментарий к спектаклю в театре им. Мейерхольда // Советское искусство. 1934. № 8.
  15. Оружейников Н. Дама с камелиями // Вечерняя Москва. 1934. № 66.
  16. Пикель Р. Дама с Камелиями // Известия. 1934. 23 марта.
  17. Розенцвейг Б. Дама с камелиями // Правда. 1934. № 68.
  18. Светловидов Н. Бесславный путь // Советское искусство. 1934. № 59.
  19. Тальников Д. «Дама с камелиями» в театре Мейерхольда // Советское искусство. 1934a. № 72.
  20. Тальников Д. Искусство сценической речи, театральные заметки // Советское искусство. 1934b. № 25.
  21. Танк Е. Литературный Ленинград № 43 // Правда. 1934. № 288.
  22. Тоом Л. О театре Мейерхольда // На литературном посту. 1926. № 7-8.
  23. Флит А. Эпиграммы под занавес // Вечерняя Красная газета. 1934. № 50.
  24. Хмелев М. О театре имени Вс. Э. Мейерхольда // Известия. 1934. № 203.
  25. Штейн А. Дама с Камелиями // Вечерняя Красная газета. 1934. № 85.

Источники

  1. Мейерхольд в разные годы. Мейерхольдовский сборник / подгот. текстов Н. Н. Панфиловой, О. М. Фельдмана; сост., коммент., автор вступ. ст. к публикациям О. М. Фельдман. М.: Издательство ГИТИС, 2022. Вып. 6.
  2. Мейерхольд в русской театральной критике, 1920-1938 / сост. и коммент. Т. В. Ланиной. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.
  3. Фадиль Д. Наследие В. Э. Мейерхольда в зарубежном театроведении и театральной педагогике: автореф. дисс. ... к. иск. СПб., 1994.
  4. Braun E. Meyerhold: A Revolution in Theatre. L.: Bloomsbury Methuen Drama, 1998. https://doi.org/10.5040/9781408175040
  5. Leach R. Vsevolod Meyerhold. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
  6. Pitches J. Vsevolod Meyerhold. L.: Routledge, 2003. https://doi.org/10.4324/9780203634172

Информация об авторах

Соловьева Татьяна Аркадьевна

Государственный институт искусствознания, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 сентября 2025.
  • Опубликована: 10 октября 2025.

Ключевые слова

  • Всеволод Мейерхольд
  • спектакль «Дама с камелиями»
  • театральная критика
  • импрессионизм в театре
  • идеологический дискурс
  • Vsevolod Meyerhold
  • production of “La Dame aux Camélias”
  • theatrical criticism
  • impressionism in theater
  • ideological discourse

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)